Сняла шкуру и вынула глаз: чему учат детей в начальной школе

Современное школьное образование не критиковал лишь ленивый. Интернет пестрит шутками о забавных  математических задачах, упражнениях по русскому языку. Но родители школьников, встретившись с такими примерами, не всегда готовы разделить всеобщее веселье. Задания просто не вписываются  в логику взрослого человека, в его представления о допустимом и не допустимом. И даже урок чтения, где дети знакомятся, казалось бы,  с классической, проверенной временем   литературой, порой, преподносит сюрпризы.

«Сняла шкуру, отстегнула хвост, вынула глаз и повесила его на ветку? – что это такое? Разве можно читать детям такие вещи и просить проиллюстрировать»? – возмущается мама второклашки,  прочитав корякскую сказку «Хитрая лиса» и задание преподавателя изобразить самый яркий эпизод.

Можно или нельзя – как бы то ни было сказка включена в учебник для второго класса издательства «Просвещение» под редакцией  Климовой, Виноградской и Горецкого, одобренного Российской академией наук и Академией образования. Впрочем, громкие титулы не гарантируют качество содержания.

Надежда Матвеева – психолог: «Современное образование оставляет желать лучшего, это факт! Я  считаю, что в рамках школьной программы знакомить детей 2 класса с этническими произведениями не целесообразно. Однако как психолог ничего ужасного в сказке   не вижу, жестокости хватает и в наших сказках, всё зависит от того как взрослые преподнесут информацию ребенку.  У всех разное восприятие. Больше вопросов возникает к составителю задания. Зачем это рисовать»?

Если обратиться к русскому фольклору, здесь, действительно, можно найти не менее «кровавые» примеры. Поедание родителями собственных детей, изгнание в лес, живосжигание в печи – все это сплошь да рядом встречается в  наших произведениях.  Особенно распространенным  является прием с  отрубанием пальцев в сказках про Бабу Ягу и разбойников.   "Разбойники выткнули одной глаза вилкой, содрали с нея кожу, а другой отсекли палец", - описывает автор издевательство над девушкой при снятии золотого перстня.

Членовредительство встречается и в «Золушке» Ш.Перро, когда мачеха советует одной из своих родных дочерей отрубить палец, чтобы ее нога влезла в хрустальную туфельку. А произведения братьев Гримм с пытками и расчлененкой  - в чистом виде сценарий для фильма ужасов. 

Евгения Гаджиева – социолог, экскурсовод, специалист по этнической культуре: «Через сказки дети узнают и учатся переживать разные стороны жизни: смерть, любовь, предательство, взросление, учатся делать выбор между добром и злом. Порой нам, взрослым, это кажется жестоким, но ребенок воспринимает сказки иначе. Ему может быть страшно, может быть очень смешно, когда герой попадает в переделки. Так ребенок учится делать выбор, видит его последствия.  Данная сказка про лису, которая вешает свой  глаз и хвостик сушиться - с первого прочтения может испугать взрослых, но не детей. Практически все народные сказки страшные».

Наталья Адамова – преподаватель русского языка и литературы: «Каждый видит то, что хочет увидеть... Если в нужном русле анализировать сказку, то ничего ужасного в ней нет. Какую цель ставит учитель? Вероятно, показать хитрость, разные ипостаси хитрости на образе Лисы. Родители должны быть в помощь учителю (если уж они доверили своего ребенка этому педагогу), а не выискивать в сюжете "ужасное" и "безобразное", тогда и ученики будут воспринимать всё правильно. Как же без подобных примеров в 4-5-6 классах говорить об аллегории? А фольклор малых народов изучать нужно непременно. К тому же, в учебнике в задании   про иллюстрации ничего не сказано. Это необдуманное решение учителя».

Необходимость  изучать творчество малых народов не вызывает сомнений и у психолога Ольги Ванновской. Однако специалист все же советует быть осторожней при изучении подобных произведений, учитывая «нежный» возраст.

«Самый неприятный эпизод, когда лиса вынимает глаз. Дети, действительно,  могут потом попробовать "вынуть глаз" у кошки, у себя или другого ребенка. Дети - экспериментаторы. Хотя это уже не детский сад, а вполне взрослые ребятки, но все-таки  уровень развития у всех разный. А по поводу того, нужно ли читать сказки разных народов, я считаю,  что нужно. Сейчас мир изменился, миграция приводит к тому, что классы в школах многонациональны. Поэтому знакомить детей с культурой других народов надо обязательно».

Представитель читающего блогер-сообщества, специалист по издательскому делу Полина Драгина также не видит в сказке никакого «криминала»: «Сейчас мамы стали слишком уж беспокойными. Честно говоря, не заметила особой жестокости. Народная сказка о животных, как еще показать характер лисы? Вот только через такие испытания. Приемы вполне традиционные для этого жанра литературы. Тем более, никто не пострадал, счастливая концовка. Не думаю, что это может травмировать детей».

Как быть, если школьное задание кажется родителю неприемлемым для своего чада? В этом случае педагоги советуют не поднимать паники, а  для начала проговорить вопрос с учителем, узнать его позицию. А  в случае расхождения мнений  подобрать альтернативное задание. Главное – не оставаться в стороне от школьной жизни  ребенка и в случае необходимости  помочь ему  правильно истолковать задание, объяснить, что такое хорошо, а что – нет.

 

Саша Колесникова