Шум от ЗСД превысил норматив в 10 раз и более

ИА «Общественный контроль» привлек ученого-акустика для инструментального измерения уровня шума на Канонерском острове, где полгода назад буквально над головами жителей начала функционировать скоростная трасса Западный скоростной диаметр (ЗСД). Итоги замеров шокируют - допустимые нормы превышены в 10 раз и более

Напомним, что в редакцию ОК-информ обратились жители Канонерского острова, которые рассказали о том, что после запуска центрального участка ЗСД в декабре прошлого года они стали страдать от шума. Скоростная трасса функционирует круглые сутки, машины проносятся по ней со скоростью более 100 км/ч, а ближайшие жилые дома расположены менее чем в 100 метрах от нее.

Приехав на Канонерский остров, «Общественный контроль» убедился в том, что около дороги действительно шумно и даже попытался сделать пробный замер шума с помощью приложения «Шумомер» к планшетному компьютеру. Но было понятно, требуется профессиональное исследование.

И обратился за помощью к президенту Восточно-Европейской ассоциации акустиков, кандидату технических наук Андрею Ахматову. В послужном списке ученого был, в частности, пост главного конструктора акустического оборудования Красной площади, Кремлевского дворца съездов, основных парадных залов Большого Кремлевского дворца. ЗСД для него - знакомая тема: с помощью Андрея Ахматова были спроектированы шумозащитные экраны на северном участке трассы, в районе Белоострова. В результате дачные поселки не страдают от шума, уверяет ученый. Но при строительстве центрального участка к нему уже не обращались.

Замеры были произведены в двух квартирах, расположенных по адресу Канонерский остров, д. 12, корп. 2. Их окна выходят в разные стороны дома, но показания шумомера оказались примерно одинаковыми - в районе 75 дБА (децибел, корректированных с учетом особенностей восприятия звуков человеческим ухом).

Предельно допустимые значения установлены санитарными нормами «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданиях и на территории жилой застройки». В документе много цифр, но главные среди них в нашем случае - это «Уровни звука и эквивалентные уровни звука (в дБА)», а также «Максимальные уровни звука LАмакс, дБА». Во втором случае норматив выше. Первый показатель используется для оценки постоянного шума, второй - кратковременного, поясняет Андрей Ахматов (не дольше 1% времени измерений).

Впрочем, в самих санитарных нормах говорится буквально следующее: «Оценка непостоянного шума на соответствие допустимым уровням должна проводиться одновременно по эквивалентному и максимальному уровням звука. Превышение одного из показателей должно рассматриваться как несоответствие настоящим санитарным нормам».

«Обычные» и максимальные нормативы для жилых помещений таковы: 40 и 55 дБА днем и 30 и 45 дБА ночью. Мы производили замеры в дневное время, но машины по ЗСД ездят круглосуточно. Более того, ночью проезд по трассе стоит дешевле, и многие пользуются возможностью сэкономить. Горожане, проживающие вблизи ЗСД в разных районах города, подтверждают «Общественному контролю» наличие трафика на трассе круглые сутки.

Чтобы понять, насколько оказался превышен норматив, необходимо принять во внимание то, что децибел - величина не абсолютная, а относительная. В децибелах измеряется громкость одного звука относительно другого. Разница между двумя показателями рассчитывается по специальным формулам. Например, разница на 10 дБ - это изменение более чем в три раза, на 20 дБ - уже в 10 раз. Именно такое превышение норматива мы зафиксировали, если брать по минимуму (между 55 дБ и 75 дБ). А если взять минимальный ночной уровень (30 дБА), то мы увидим превышение уже в более чем в 100 раз!

Немного лучше ситуация во дворе, где Андрей Ахматов также произвел измерения. Прибор показал около 85 дБА. Для территорий, непосредственно прилегающих к жилым домам, нормативы таковы: 55 и 70 дБА днем и 45 и 60 дБА ночью. Но есть примечание: «Эквивалентные и максимальные уровни звука в дБА для шума, создаваемого на территории средствами автомобильного, железнодорожного транспорта, в 2 м от ограждающих конструкций первого эшелона шумозащитных типов жилых зданий, зданий гостиниц, общежитий, обращенных в сторону магистральных улиц общегородского и районного значения, железных дорог, допускается принимать на 10 дБА выше». Видимо, ЗСД - это как раз такой случай, поэтому накидываем на норматив «десятку». Но и тогда разница получается значительной: от полутора до 50 раз.

Если все же говорить об абсолютных значениях, то для сравнения обычно приводят такие примеры: громкость обычного разговора между людьми составляет около 60 дБ; поезда метро - 100 дБ, сирены - 130 дБ. При этом 75 дБ считается уже опасным для здоровья уровнем, а 180 дБ - смертельным.

Конечно, Канонерский остров не стал какой-то уникальной территорией. Петербург - в принципе неблагополучный с точки зрения шума город, отмечает Андрей Ахматов. В случае с Канонерским островом ситуация усугубилась тем, что дорогу над островом сделали «двухэтажной», чтобы сэкономить пространство (на большинстве участков встречные полосы расположены параллельно друг другу на одном уровне). В результате шум от проезжающих внизу машин отражается от верхнего яруса, говорит эксперт.

По мнению Андрея Ахматова, ситуацию можно исправить - достаточно установить дополнительные шумозащитные экраны. Однако возникает стойкое впечатление, что это никому не нужно. На запросы жителей Канонерского острова в администрацию города и района им пришел ответ о том, что замерами уровня шума от ЗСД должна заниматься компания «Магистраль северной столицы», эксплуатирующая трассу. Там уверяют, что мониторинг проводится, но затруднились ответить, когда будут готовы его результаты. Петербургское управление Роспотребнадзора получило запрос «Общественного контроля» с просьбой прояснить ситуацию еще в феврале, и с тех пор в ведомстве повторяют лишь одно: проверка не закончена.

Интересно, что уже как минимум 3 месяца все эти организации делают то, на что «Общественному контролю» потребовалось всего несколько часов.