Права потребителей защищать не торопятся

Сегодня, 18 апреля, исполняется год, как Владимир Путин подписал Федеральный закон «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» №81 от 18.04.2018 г., который предусматривает в качестве эффективной меры защиты прав потребителей на качество товаров проведение контрольных закупок.

Закон уточняет, что контрольная закупка проводится надзорными ведомствами без согласования с прокуратурой и уведомления продавца товара (исполнителя услуги), а основанием для проведения контрольной закупки могут быть, в том числе, выявленные нарушения требований к маркировке товаров.

Казалось бы, впервые за многие годы реформы контрольно-надзорной деятельности надзорным ведомствам возвращены полномочия, отобранные у них более десяти лет назад под предлогом заботы о бизнесе, и теперь самое время навести порядок на потребительском рынке и защитить граждан от засилья нестандартных товаров и не качественных услуг. Однако, особого рвения исполнять новое законодательство чиновники не продемонстрировали. Более того громоздкая государственная машина включила механизм торможения, призванный как можно дольше оттянуть начало проведения контрольных закупок.  

Только спустя семь месяцев, 1 декабря 2018 г., вступило в силу Постановление Правительства РФ от 21.11.2018 № 1398 «Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)». Однако до сих пор в сфере розничной торговли, где нарушений в части маркировки товаров, соблюдения требований технических регламентов и ГОСТов при реализации продукции особенно много, контрольные закупки не проводятся. Показательные проверки, проведенные в начале этого года Роспотребнадзором в Москве и Санкт-Петербурге совместно с изготовителями молочной продукции, входящими в ассоциацию «Союзмолоко», не могут квалифицироваться, как «контрольная закупка», поскольку участие бизнеса в проведении подобных мероприятиях упомянутый закон не предусматривает.

Целью этих мероприятий было продемонстрировать, что масштаб нарушений при выпуске и реализации пищевых продуктов не столь велик, чтобы усиливать меры – по данным этих проверок объем фальсификата составил 7-8%. Однако согласно данным Россельхознадзора, озвученным в начале апреля этого года, доля фальсифицированных продовольственных товаров на российских прилавках составляет не менее 25%.

Эта цифра подтверждается и многолетними исследованиями Санкт-Петербургской общественной организацией потребителей «Общественный контроль». В частности, в 2018 г. доля фальсифицированных образцов по итогам лабораторных исследований, проведенных в государственных аккредитованных испытательных лабораториях, составила 27,3%, а в этом году в магазинах Санкт-Петербурга «Общественный контроль» уже выявил десятки фальсифицированных образцов продовольственных товаров, в частности, 9 образцов молока (пастеризованного и ультрапастеризованного), 1 образец сметаны, 10 образцов творога, 5 образцов сгущенного молока, 6 образцов меда, 11 образцов мясных консервов.

Проводимые «Общественным контролем» исследования показывают, что поддельные пищевые продукты зачастую выпускают одни и те же изготовители, причем на протяжении многих лет подряд. А продают их одни и те же крупные федеральные и местные локальные торговые сети. Все материалы экспертиз незамедлительно направляются в Роспотребнадзор, однако в силу положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" контрольно-надзорные мероприятия, как правило, редко приводят к привлечению виновных лиц к адекватной административной ответственности. Предостережение – вот самое популярная сегодня мера ответственности в арсенале надзорных органов.  

Контрольная закупка, как эффективный механизм в борьбе с фальсификатом, могла бы за несколько лет сделать конкуренцию на потребительском рынке более здоровой и добросовестной, существенно укрепив защиту интересов  потребителей. Однако в первом квартале 2019 г., как рассказал «ТАСС» недавно  официальный представитель Генпрокуратуры РФ Александр Куренной, территориальные управления Роспотребнадзора по всей стране провели всего… 89 контрольных закупок, причем сферы продуктового ритейла они не коснулись. В основном, закупки проводились в сфере услуг, в т.ч. финансовых и транспортных. Интересно, что 12 контрольных закупок были проведены в Санкт-Петербурге, однако в отношении каких именно товаров и услуг, спикер не уточнил. Нет об этом информации и на сайте Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу.

Учитывая отсутствие  статистики применения контрольных закупок в сфере продовольственного ритейла на фоне растущей фальсификации пищевых продуктов, «Общественный контроль» на днях обратился к Президенту РФ с предложением провести во 2 квартале 2019 г. во всех субъектах РФ контрольные закупки молочной продукции и мясных консервов. Как сообщили в администрации Президента РФ, обращения уже перенаправлены в Министерство промышленности и торговли РФ, а также Роспотребнадзор и Россельхознадзор.

spbkontrol.ru