Как остановить рост цен на бензин?

Синергия этого негативного фактора колоссальная. Увеличение стоимости ведет к цепной реакции по всему переделу ценообразования товаров и услуг. Самый актуальный вопрос, которым сейчас задаются российские граждане, каковы причины этой ползучей "аномалии"? Стоит ли в ближайшее время ожидать падения цен или хотя бы стабилизации?

На протяжении последних двух месяцев розничные и оптовые цены на топливо в России постоянно растут и не собираются сдавать ранее взятые вершины. Только за минувшие семь дней бензин в стране подорожал почти на рубль. В центре "Кортес", который занимается мониторингом топливного рынка, сообщили, что стоимость бензина АИ-92 марки с 21 мая на отечественных автозаправочных станциях (АЗС) выросла на 76 копеек и превысила уровень 40,5 руб., литр АИ-95 подорожал на 79 копеек до 43 руб. 60 коп. Аналогичный рост зафиксирован и по дизельному топливу.

В столице ситуация куда хуже, чем в регионах страны. "Сухие цифры": цена на АИ-92 устремилась выше отметки в 42 руб., АИ-95 - 45,5 руб., а дизтопливо приблизилось к уровню в 44 руб. за литр.

По мнению экспертов топливного рынка, опрошенных "Царьградом", беспрецедентный рост цен на АЗС связан с тем, что у трейдеров, торгующих в розницу, закончились запасы дешевых нефтепродуктов. Топливо, которое закупалось несколько месяцев назад, попросту израсходовано. Единственный вариант пополнить запасы - покупка товара на бирже, где установился совершенно иной ценовой диапазон, чем был ранее.

Этот фактор приводит к тому, что т.н. независимые продавцы топлива несут серьезные убытки. Чтобы их покрыть, приходится постоянно повышать цену на товар. Аналогичная ситуация и с мелким оптом: цена покупки практически идентична розничной цене на АЗС.

В крупном оптовом сегменте несколько иная картина. Во-первых, на рост цен влияет постоянное (как правило, дважды за один год) повышение ставок акциза. Во-вторых, существенный рост цен на нефть и нефтепродукты. В-третьих, нет корреляции между устремившимися вверх глобальными ценами на нефть и укреплением российской национальной валюты.

"Слабый" рубль позволяет правительству искусственно пополнять федеральный бюджет. Сотни миллиардов рублей от дополнительных доходов идут на скупку валюты на внутреннем рынке, что приводит не только к пополнению "кубышки Кудрина", но и к ослаблению рубля. Всё в комплексе - структура ценообразования, выгода от экспорта, "незаметная" девальвация национальной валюты, и ведет к нехватке товара на внутреннем рынке и росту оптовых цен на топливо.

И это при том, что в России имеются все необходимые производственные мощности, которые позволяют нивелировать возникшую проблему. По бензину рынок сбалансирован, по дизтопливу - вообще профицитен. Если анализировать ситуацию "большим шагом", то мы имеем ситуацию, когда нефтяные компании тормозят отгрузку товара в ожидании дальнейшего роста цен. Товар есть, но сейчас его невыгодно продавать. Учитывая возросшую выгоду от экспорта топлива, данный факт ведет к снижению отгрузок на внутрироссийский рынок.

Еще один примечательный момент, который уже влияет на ситуацию с топливными ценами, - это предстоящее снижение акцизов на 2-3 рубля, что является положительным моментом. Однако при этом Министерство финансов делает "вброс" о предстоящем повышении налога на добавленную стоимость (НДС) на 2%, который "сидит" во всех товарах и услугах, в т.ч. и в нефтепродуктах.

К чему это приведет? 2 рубля в минус – 1 рубль в плюс. Два шага вперед, один назад, что нервирует всех: от трейдеров до конечных потребителей.

Где выход? Очевидно, что необходимо радикально снижать акцизы, что имеет прямую корреляцию с финальной розничной ценой. Следующий шаг -  балансировка внешнего и внутреннего рынков. Как его достичь? За счет снижения фискальной нагрузки внутри страны и временного введения ограничительных мер на экспортные поставки. В этом же суть государственного регулирования! Когда возникает дисбаланс, органы госвласти имеют достаточно прав и полномочий для его ликвидации.

Напомним, на днях лоббистская Ассоциации независимых нефтетрейдеров, некоммерческое партнерство "Совет по товарным рынкам" обратились к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать внутренний рынок нефтепродуктов. Главу Кабмина, в частности, просили снизить акцизы на 2-3 рубля за литр.

Как стало известно "Царьграду", Минфин, Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже получили указание проработать снижение акцизов на бензин и дизельное топливо. Мера должна вступить в силу уже с 1 июля текущего года. Кроме того, принято решение не повышать акцизы на топливо в середине лета.

Данные меры, по мнению экспертов, могут стабилизировать розничные цены, но не приведут к их снижению. Причина - конъюнктура на глобальном рынке углеводородов, которая коррелирует с желанием Кабмина ослабить российскую национальную валюту для наполнения госбюджета.

Получается замкнутый круг – когда цены на нефть падают, у нас растут акцизы, как только мировые цены идут вверх, включается "пылесос" ЦБ и полученные допдоходы конвертируются в иностранную валюту. За эти "шарахания" правительства и платит российский потребитель, на пустеющие кошельки которого, по всей видимости, "слуги народа" решили не обращать своего внимания.

Пронько Юрий, tsargrad.tv