Как ОНФ поможет благоустройству Петербурга

В Центре мониторинга благоустройства городской среды ОНФ в Петербурге состоялся круглый стол «Формирование комфортной городской среды», на котором эксперты ОНФ обсудили проблемы благоустройства в городе с представителями органов власти и урбанистами и наметили пути их решения.

Открывая круглый стол, Павел Созинов, координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды ОНФ в Санкт-Петербурге, напомнил, что в России утвержден приоритетный национальный проект «Формирование комфортной городской среды», а Народный фронт по поручению своего лидера - президента России Владимира Путина - взял на себя контроль над его реализацией.

По словам Павла Созинова, реализация приоритетного проекта по благоустройству Северной столицы требует решения двух важных проблем.

«Во-первых, это проблема с вовлечением жителей в работу. Напомню, Владимир Путин говорил, что главное при создании комфортной городской среды и благоустройстве дворовых территорий - это учет мнения жителей муниципальных образований. Это очень важно. И здесь нам предстоит разработать механизм взаимодействия муниципалов с жителями, поскольку на данный момент муниципальные власти сами утверждают адресные программы, а надо, чтобы они учитывали мнение граждан. Во-вторых, нужно решить, как координировать действия всех уровней власти, поскольку благоустройством занимаются не только органы местного самоуправления, но и районные администрации и городские комитеты. Наша задача - сделать так, чтобы деньги на благоустройство не распылялись. И здесь мы предлагаем синхронизировать работы по благоустройству с проведением капремонта, чтобы благоустроенная территория не контрастировала с обшарпанными фасадами, например. Или чтобы уже отремонтированные дворовые территории не раскапывали ради замены инженерных коммуникаций», - сказал Павел Созинов. Он предложил выбрать в Петербурге несколько муниципальных площадок, на которых будут отработаны все аспекты по созданию единой программы комплексного благоустройства, и полученный опыт перенести на другие муниципалитеты и районы.
Депутат Госдумы, член регионального штаба ОНФ в Петербурге Сергей Вострецов согласился с необходимостью разработки системного подхода к благоустройству городских территорий. По опыту Сергея Вострецова, главам районов и муниципалитетов не всегда удается согласовывать работы по благоустройству территорий, а потому средства, выделяемые на эти цели, не всегда расходуются качественно и экономно. Тем не менее определенные сдвиги в этом направлении есть, и нацпроект поможет их усилить.

«Деньги на благоустройство есть у муниципалов, районных и городских властей, а системы нет, поэтому и возникают проблемы. Петербург может показать, как использовать ресурсы более рачительно и при этом эффективно. В этом плане город может стать законодателем моды», - отметил парламентарий.
Сергей Малинин, первый заместитель главы комитета по благоустройству Смольного, сообщил, что координировать вопросы по благоустройству в рамках реализации национального проекта будет межведомственная комиссия во главе с профильным вице-губернатором Николаем Бондаренко. Сейчас согласуются ее члены. В ближайшее время должен быть решен вопрос и о создании общественного совета, который также будет участвовать в реализации проекта Минстроя. Подготовлено и рамочное соглашение с Минстроем РФ.

«Что касается правил благоустройства, то Петербург разработал их еще до того, как об этом заговорил Минстрой. В них учитываются почти все аспекты и срезы работ по благоустройству городских территорий, - сказал чиновник. - Свои правила благоустройства должны быть и у муниципалов».
Лариса Канунникова, замглавы комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга, отметила, что при создании программы благоустройства нужно не только слушать пожелания граждан, но и узнавать о планах дорожных служб и ресурсных организаций, чтобы не получилось так, что сделали красивый двор, а на следующий день пришли энергетики и все раскопали, потому что у них тут ремонт должен быть.

«Такие несостыковки проходят красной нитью через большинство программ благоустройства. И если посчитать, сколько стоит сначала сделать, потом раскопать, потом восстановить, то получатся сотни миллионов рублей в год. Эти деньги есть на что потратить. Поэтому мы должны отслеживать и регулировать все процессы», - сказала Лариса Канунникова.
«Пятилетние планы в СССР работали. Думаю, они будут работать и в нашем случае. Но в первую очередь нужно посадить за стол переговоров всех интересантов. Только при налаженном диалоге мы сможем реализовать нацпроект в Петербурге и избежать нестыковок, о которых говорила замглавы КГА», - добавил Сергей Вострецов.

Чтобы обеспечить комплексный подход в вопросах благоустройства замглавы КГА Лариса Канунникова предлагает всем ведомствам и комитетам формировать адресные программы ремонта и благоустройства не на год, а хотя бы на пять лет вперед, чтобы районы и муниципалитеты могли согласовывать с этими программами свои планы. Кроме того, она предложила выкладывать в общий доступ проекты благоустройства и ремонта, чтобы в их обсуждении участвовали все заинтересованные стороны.
Сейчас же программы ремонта и благоустройства комитета по энергетике и ресурсных организаций, жилищного комитета, КГИОП, ГАТИ, районных администраций и муниципалитетов не коррелируются между собой.

«Комплексное благоустройство - это лоскутное одеяло. Чтобы облагородить территорию, районным властям приходится иметь дело не только с муниципалами, комитетом по благоустройству, жилищным комитетом, комитетом по энергетике, но и с ТСЖ и ЖСК, которые оформили прилегающую территорию. Сшить это лоскутное одеяло очень сложно. Особенно когда планы составляются на год, а что будет с деньгами на благоустройство через год или два - непонятно», - отметил Владимир Гайдей, замглавы Невского района Петербурга.
Он тоже высказался за пятилетние планы работ. А еще - за выстраивание диалога со всеми интересантами. В качестве позитивного примера он привел спортивную площадку для людей с ограниченными возможностями, которая была создана в Невском районе при поддержке КГА и силами муниципалов.

«Административного давления на муниципалов быть не может. Нужно общение и учет мнений жителей районными и муниципальными властями», - подытожил Владимир Гайдей.
Заместитель председателя жилищного комитета Алексей Бородуля напомнил, что его ведомство, в отличие от остальных комитетов, занимается долгосрочным планированием. Региональные программы капремонта петербургских домов расписаны на 25 лет вперед.

«Если мы сейчас начнем синхронизироваться с другими ведомствами, то пострадают жители домов, ремонт которых придется отложить из-за комплексного благоустройства соседнего двора, где для полноты картины нам нужно будет делать фасад. Людям важно, что происходит у них. Жилищный кодекс ограничивает нас в возможностях синхронизации», - отметил Алексей Бородуля.
Денис Шабуров, гендиректор НКО «Фонд - региональный оператор капремонта», оказался не столь категоричен. Он считает, что синхронизироваться ради комплексного благоустройства можно в тех дворах, где много фасадов, стоящих в очереди на капремонт, и отремонтированы инженерные сети. Если же говорить о конкретном пилотном проекте комплексного благоустройства, то не стоит выбирать территории с домами-памятниками, поскольку в этом случае проектирование и согласование может затянуться на годы, считает Денис Шабуров.

На круглом столе неоднократно прозвучало мнение о том, что необходимо установить четкие границы ответственности районных, муниципальных властей и собственников.
«Когда будут установлены границы, согласованы программы, в том числе в плане бюджетного финансирования, мы сможем реализовать нацпроект «Формирование комфортной городской среды». Но необходимо также дополнить региональное законодательство о местном самоуправлении, потому что федеральный закон №131-ФЗ очень тяжеловесен и трудно применим на практике. Муниципалам нужно расширить полномочия, потому что это они работают на земле, это они знают свой фонд и свою территорию. И лучше них координатором программы по благоустройству никто не сможет выступить», - считает Владислав Воронков, гендиректор СРО «МежРегионРазвития».

По мнению Юрия Смирнова, гендиректора Центра лабораторных исследований и проектирования «УМЭко», комфортная городская среда - это прежде всего безопасная среда. А потому при замене газонов и укладке грунтов, например, нужно давать оценку состояния окружающей среды до и после производства работ. В частности - оценивать состояние атмосферного воздуха, отбирать пробы воды из близлежащих водоемов, определять содержание загрязняющих веществ в почвах.
«Результаты мониторинга состояния окружающей среды в районе проведения работ на выделенных участках позволят беспристрастно оценить наличие или отсутствие влияния мероприятий по благоустройству на окружающую среду и степень такого влияния», - отметил Юрий Смирнов.

Таким образом, на круглом столе «Формирование комфортной городской среды», организованном Центром мониторинга благоустройства городской среды ОНФ в Санкт-Петербурге, были обозначены основные проблемы, с которыми столкнутся органы власти при реализации национального проекта. Решение этих проблем должно быть комплексным. Главное, чтобы муниципалы и районные власти прислушивались к мнению жителей, ведомства согласовывали свои действия в части ремонта и благоустройства, а проекты планировались на пять лет вперед. Только тогда выделяемые на благоустройство и городскую среду бюджеты будут осваиваться рачительно и эффективно.