«Чижик». Как в Петербурге запустили частный трамвай, и что из этого вышло

Сегодня я вам расскажу об очень интересном проекте из Петербурга. О частном трамвая. Такого нет ни в Москве, ни где-либо еще, а очень напрасно. Я покатался на этом трамвае, так что теперь знаю его плюсы и минусы.

Как Петербург почти лишился трамваев

Сперва о грустном. Когда-то Ленинград, а после и Петербург считался неформальной трамвайной столицей России. Но после 20 лет власти последовательно уничтожали трамваи – снимали пути, не покупали новые вагоны. Дошло даже до того, что в городе появились участки трамвайных путей, не соединенные друг с другом. Особенно сильно в деле разрушения трамвайных путей преуспела бывший губернатор Валентина Матвиенко.

Пришедший на смену Матвиенко Георгий Полтавченко не делал с транспортом вообще ничего. Город эксплуатировал то, что было. Поэтому особенно странно, что в 2016 году при Полтавченко все же родился вот этот самый проект частного трамвая. И это, пожалуй, самое яркое, что произошло в сфере общественного транспорта Петербурга за последние годы.

Что еще за частный трамвай?

В чем суть проекта? Есть некая фирма, которая решила построить современную трамвайную сеть в одном из районов Петербурга. Эта фирма заключила с городом договор – говоря юридически, концессию. Компания обязалась построить современные трамвайные пути, депо, закупить и эксплуатировать вагоны. Взамен город согласился отдавать перевозчику прибыль, но тарифы при этом должны быть установлены, как в прочем общественном транспорте.

На днях я съездил и посмотрел, что вышло. Начнем с того, что из четырех маршрутов пока открыт и функционирует лишь один (8). На днях обещают запустить часть еще одного (64). А к концу 2019 года, думаю, что к выборам в сентябре, достроят оставшиеся. Все маршруты начинаются от станции метро «Ладожская» и Ладожского вокзала.

Кто такой «Чижик»

На сегодняшний день трамваи не подходят непосредственно к вокзалу, но, когда будет достроена остановка, от выхода из метро до нее можно будет дойти за полминуты.

На маршруте работают трехсекционные трамваи. Их делает «Штадлер Минск» (белорусский завод швейцарского производителя транспорта, московские двухэтажные «Аэроэкспрессы» тоже оттуда). Всего будет поставлено 23 трамвая для работы на четырех маршрутах.

Трамвай, который в Белоруссии зовут «Метелицей», а в Петербурге «Чижиком», довольно приятно выглядит, как снаружи, так и изнутри. Как следует из документации, трамвай может перевозить за раз 376 пассажиров и имеет 66 сидячих мест.

Плати чем угодно, главное, плати!

Я попал как раз в час-пик. Не могу сказать, что стоять в этом трамвае сильно удобно. Но это, наверное, касается любого перегруженного общественного транспорта. Мне не хватило поручней – верхние расположены довольно высоко и мне с моим ростом в 165 см было довольно трудно удержаться на ногах.

У каждой двери расположены валидаторы для оплаты проезда. Оплатить можно любыми видами городских проездных билетов, а также с помощью банковских карт и гаджетов. В салоне также стоят два аппарата по продаже билетов за наличные. При этом, в отличие от прочего городского транспорта Петербурга, кондукторов здесь нет, но ходит контролер.

Я съездил туда и обратно. По дороге от метро, а это был час-пик, контролер проходил. Оплату проверял, прикладывая мобильный телефон к проездным карточкам пассажиров. Как доказать, что оплатил с телефона или банковской карты, я не очень понял, потому что валидатор билета не дает. Думал разгадаю загадку на обратной дороге и заплатил картой, но контролера не было. Другие пассажиры сказали, что вроде как контролеру надо назвать четыре последние цифры карты, и она проверит через свое приложение, что такая оплата действительно прошла. Вроде, кривая идея.

Розетки есть, но воспользоваться некогда

Сам трамвай бесшумный, плавный и быстрый, внутри светло и красиво. Не могу сказать, что путь мне показался идеально ровным. Иногда немного мотает. Но для Петербурга на это можно закрыть глаза. Предыдущие попытки построить скоростной трамвай (а они были, например, на проспекте Просвещения) терпели фиаско.

Из всяких примочек – в трамвае у некоторых сидячих кресел есть розетки и usb-зарядки. Заявлено, что есть wi-fi, но у меня он работал нестабильно. Подключиться – подключился и даже вышел в Сеть, но потом довольно быстро пропал. Честно говоря, для маршрута из семи остановок – и розетки и wi-fi имеют небольшое функциональное значение. Трамвай идет по выделенной полосе, не стоит в пробках, а потому время в пути не превышает десяти минут.

Остановки поставили тоже свои. Светлые, с лавочками, но без всяких приблуд, типа розеток и т.д. Оно и правильно – от «умной» остановки в спальном районе быстро ничего не осталось бы.

Честно говоря, меня очень порадовал этот трамвай. Надеюсь, они достроят остальные маршруты и городские власти поймут, что трамвай надо бы развивать. Это быстрый, комфортный, удобный и вместительный вид транспорта. Кстати, идут слухи о том, что обсуждается идея строительства в Петербурге завода по производству «Чижиков». Кажется, у петербургского трамвая может появиться будущее.

Кирилл Балберов, zen.yandex.ru