Три кита туристической дестинации

*** Дестинация - это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов


В последнее время много говорят о развитии внутреннего туризма. Есть для этого повод: осложнение международной обстановки, политика санкций в отношении нашей страны привели к  снижению количества зарубежных поездок. Плюс резкое подорожание зарубежного отдыха, очередные экономические сложности, которые бьют по кошелькам среднего класса россиян, чья активность и покупательная способность напрямую связана с экономической стабильностью страны.

Кому-то стало дорого ездить в турпоездки за рубеж, кто-то не может это делать по другим причинам. Выходит, что теперь отечественные туроператоры наконец-то могут продвигать отечественный турпродукт, есть основания более серьёзно заняться развитием собственного туристического рынка. Основания – они конечно есть, и показатели прироста внутреннего туризма за последние годы – тоже есть. А вот поводов для безудержного оптимизма нет. Есть повод для глубокого анализа ситуации и ключевых моментов, которые определяют саму возможность развития отрасли.

Сейчас при обсуждении темы развития внутреннего туризма, используют термины: «площадка интенсивного туристско-рекреационного развития», «туристический кластер», «туристическая дестинация». Все это обсуждается на государственном, федеральном уровне, принимаются целевые программы, постановления. Если разложить по шкале времени рассматриваемый процесс, то первый шаг – это декларация намерения. Выбирают некоторую область, территорию и объявляют: «Здесь будем развивать туризм! Это теперь не просто N-ский район, а «Туристско – рекреационная зона».

Следующий шаг – создание туристических кластеров. «Кластер» - это уже не декларация. Это работающая кооперация больших и малых компаний, благодаря которой создается и продается турпродукт. Туристическая дестинация – это результат успешной работы туристического кластера. Привлекательная для посещения туристов территория, которая известна, которую стремятся посетить, в которой все есть для удовлетворения потребностей туриста. Термины для нас новые, но сами «дестинации» существуют давно, и у нас в стране – тоже. У них есть «цикл жизни»: они появляются, развиваются, живут, «стареют», «угасают». У них разные пути появления на свет.

Есть Эволюционный путь, когда существующая достопримечательность постепенно, в течение долгих лет обрастает сопутствующей туристической инфраструктурой, позволяющей людям приезжать и посещать эту достопримечательность. Старые европейские города-памятники, лечебные и горнолыжные курорты, выросшие из целебного источника или шале в горах – примеры таких дестинаций.

А есть Революционный путь: вдруг, в течение короткого промежутка времени из территории делают Дестинацию. Классика жанра - ОАЭ, Дубай.  До 1960 года это была выжженная солнцем пустыня, порт на берегу Персидского залива и ловцы жемчуга. Потом нашли нефть и местный шейх, решил: будем вкладывать нефтяные доходы в туризм и торговлю. Генеральная идея новой дестинации была простая: «ВСЕ Самое лучшее».  Лучшие в мире шикарные отели, лучшие пляжи, парки, развлечения, лучшие торговые центры, в которых самые лучшие товары, лучшая городская архитектура, лучшие аэропорты.

Сейчас нефть приносит всего 10% дохода, страна живет за счет туризма и торговли. Очень хорошо живет. Мировой опыт показывает, что при наличии ресурсов и идеи дестинацию можно сделать из чего угодно: для этого нужны только ресурсы в достаточном количестве и генеральная идея, которую последовательно воплощают в жизнь.


У нас, если смотреть на вещи трезво, получить результат можно, используя революционный путь развития. Эволюция отечественного внутреннего туризма больше напоминает деградацию. Чтобы вдохнуть новую жизнь в «старые» отечественные дестинации, нужно действительно совершать инфраструктурную революцию.

Вот классический пример «престарелой» дестинации. Все в нашей стране знают, что такое Кижи. Объект культурного наследия Юнеско, хрестоматийный образ Кижского погоста, с его знаменитым на весь мир двадцатидвухглавым Преображенским храмом. Дестинация в свое время была раскручена мощно и крепко: миллионные тиражи видовых открыток, мощная сеть профсоюзной туристической дистрибуции. Поездка в Кижи была в программе культурного образования каждого советского гражданина. К Кижам была приурочена и транспортная логистика: катера, туристические круизные теплоходы шли в Кижи один за другим. Более 50 лет Кижи эксплуатировались по одной заведенной схеме и практически одному маршруту: Причал, поход к Кижскому погосту и осмотр строений, небольшая прогулка… через 2 часа народ возвращается на причал и уезжает. Пятьдесят лет компактную территорию использовали как культурологический проходной двор, через который с интервалом в 20 минут прогоняли стада туристов.

А теперь пришло понимание: нужна диверсификация. Кижи вытоптаны и не могут держать современную рекреационную нагрузку, вокруг – запустение, нет нормальных дорог, нет кафе-ресторанов, нет гостиниц, вообще ничего из того, что называют объектами туристической инфраструктуры… Для Кижей и Заонежья создание полноценного туристического кластера единственно возможный и реальный выход из положения, в противном случае заповедник надо просто закрыть и поставить на режим ограниченного посещения … это еще большая деградация. Делать нужно все: дороги, мосты, причалы, инженерную инфраструктуру, туристические деревни, отели, визит-центры, аэродромы, медицинские пункты, заправочные станции …. И для этого нужны средства: 4 млрд руб. на объекты туристической инфраструктуры и 4.9 миллиарда на дороги и линии электропередач. Всего 8.9 миллиарда рублей. Для такой революции нужна целевая федеральная программа.

Каким бы путем ни возникала туристическая дестинация, и какого бы масштаба она не была, есть «Три Кита», которые определяют её благополучие, масштаб и жизнеспособность.
Это во- первых «Достопримечательности и Ценности». Ради чего и для чего люди поедут в это место, что они увидят? Какую достопримечательность вы предложите?

Во –вторых «Доступность». Как люди узнают о вашей дестинации, как люди доберутся до неё?

В третьих – «Инфраструктура, услуги». Это то конкретное место, куда мы приедем и та инфраструктура, которая примет клиента: Крыша над головой, сервис и удобства, комфортность пребывания, уровень обслуживания и атмосфера.
Чтобы дестинация успешно работала, нужно во-первых иметь, а во вторых хорошо «кормить» всех трех «китов». Если начались проблемы, и успешная ранее туристическая дестинация стала деградировать, найдите и начинайте кормить самого тощего и голодного «кита». 

Когда стоит задача сделать первоначальный выбор в пользу развития туризма в том или ином регионе, а ресурсы для такого развития ограничены, предстоящий отбор – жестокий. В нем имеет преимущество не тот, кто больше всего нуждается, а тот, кто имеет хотя-бы одного полноценного «кита». Чаще всего это – Достопримечательность. Богата Россия на уникальные и интересные места, есть что посмотреть. Если району повезло, есть еще и дорожная инфраструктура, (второй «кит»), то это уже реальный шанс на развитие. Остается оценить, сколько средств необходимо вложить в развитие туристической инфраструктуры, чтобы сделать правильный выбор. Ситуации бывают разные: уникальная супер-достопримечательность в дикой глуши. Или никакой вовсе достопримечательности, но горячее желание её иметь и реальные усилия, чтобы она появилась.

«Родина Деда Мороза» - это выдуманная достопримечательность, а вот инфраструктура, созданная в Великом Устюге на основе этой идеи – реальная. На первом этапе развития этой дестинации все делалось правильно. Эффективность налицо: с 3-х тысяч туристов в 1999 году до 209 тысяч туристов в 2012 году. Потом дестинация вошла в стадию насыщения и накопления негатива. Сгенерированная популярность и информационная доступность дестинации сильно опережала созданную инфраструктуру.

В высокий сезон мест в гостиницах для самостоятельных туристов не хватало. Очередь к Деду Морозу превышала физические возможности главных клиентов (детей), качество самих услуг не росло, в отличие от цены на них. Чтобы преодолеть негативные тенденции нужно развивать туристическую инфраструктуру: строить новые отели, рестораны, увеличивать сектор сервиса и услуг. «Кормить» проголодавшегося «кита». А если не кормить, то именно он будет лимитирующим фактором развития дестинации. И тут можно сколько угодно средств вкладывать в рекламу и презентации, гостей не приедет больше, чем сможет принять созданная инфраструктура, а даже наоборот – начнется отток туристов, разочарованных негативным имиджем слабой инфраструктуры. Что собственно и произошло в сезоне 2016-2017: снижение на 30 % количества туристов, посетивших в зимние каникулы Родину Деда Мороза.

Ситуации действительно разные, в каждом случае нужен анализ исходных позиций. Есть районы, в которых «в некоторой степени» есть все: достопримечательности - присутствуют, дорога-есть, и даже некоторая туристическая инфраструктура. Но все надо подтягивать до современного уровня, и кроме этого создавать нечто новое – инновации. Мне, как жителю Северо-Запада России ближе всего туристические регионы Северо-Запада. Развитие есть, определенно, и не только в постановлениях правительства и градостроительных планах. Появляются новые реальные объекты туристической инфраструктуры.

Есть новый интересный проект: «Серебряное ожерелье России», который сможет объединить в единый туристический  маршрут наши северные города и дать жизнь новым туристическим дестинациям. У туристических регионов, которые входят в «кольца», «ожерелья» и «великие пути» есть своя особенность: они предполагают передвижение, транзитных  туристов по некоторому маршруту и осмотр по пути достопримечательностей.  Но чтобы пуститься в путь по России  , по городам и весям нужно создавать то, чего у нас пока  нет совсем : современную транзитную туристическую инфраструктуру.  За рубежом она есть, поэтому и путешествовать на автомобиле по Европе — одно удовольствие. Не будем сравнивать разные ситуации  и задавать риторический вопрос : почему у них «все есть» , а у нас  «ничего нет»? Будем создавать своё.

Нам нужен новый формат транзитного туристического центра, который бы мог работать в условиях России и успешно выполнять сразу несколько задач : быть «точкой въезда» , «путевой вехой» , которая во-первых, принимает туристов, дает им возможность отдохнуть , сделать остановку в пути; а во-вторых презентует ту территорию, на которую турист въезжает , рассказывает о тех достопримечательностях, которые стоит здесь увидеть. Такой центр может и сам  быть достопримечательностью, которую стоит посмотреть , Музеем нового формата с интерактивным экспозициями и мультимедиа. Такие центры, расположенные  по всему  транзиту как  кристаллическая решетка могут объединять разрозненные  туристические  объекты  в единое целое. Ну, и конечно   нужно помнить о трех составляющих  туристической дестинации , чтобы  работа по развитию туристических регионов была целенаправленной и приносила плоды.

Светлана Сочивко