Что поможет развитию внутреннего туризма в России?

Сегодня на этот глобальный вопрос ответить можно одним словом: «Всё». Буквально все составляющие туристической отрасли требуют модернизации, обновления, привлечения не только материальных, но и интеллектуальных ресурсов. Последние несколько десятков лет внутренний туризм России характеризовался слабо развитой инфраструктурой, низким и непредсказуемым уровнем сервиса, качества услуг и невысоким уровнем спроса на такие услуги.

Притом, что все это время, заграничный рынок предлагал совершенно другое: высокий уровень сервиса и стабильное качества услуг за приемлемые для потребителя деньги. Спрос непритязательного потребителя внутреннего туризма в полной мере удовлетворялся таким же непритязательным предложением.  Не было серьезной экономической мотивации что-то модернизировать и развивать, поскольку сделать конкурентоспособное предложение было очень сложно. Оно требовало вложения слишком больших средств. Стоимость такого предложения сразу становилась на один уровень с зарубежным, а преимущества по сравнению с зарубежным отдыхом для притязательного туриста – неявными. Наши соотечественники из года в год могли откладывать «на потом» теплоходный круиз по Золотому Кольцу России, отдавая предпочтение курортам Испании, Италии, Франции.  Зачем выбирать дороже и хуже по сервису, если можно выбрать не дороже и лучше?

Сегодня ситуация изменилась. Анализ причин и далеко идущих последствий этих перемен – тема отдельного разговора. По целому ряду причин: внутренних и внешних, социальных, экономических, политических, произошел позитивный сдвиг в этом направлении. Есть понимание того, что туризм – это отрасль экономики, за счет которой можно развивать регионы.  У туризма, в отличие от любой другой области экономики, есть специфические черты, которые позволяют делать ставки на его развитие в любом месте. Его невозможно экспортировать, его «производство» невозможно разместить в странах с дешевой рабочей силой, он всегда предлагает уникальный продукт и привязан к конкретному географическому региону. Эрмитаж можно увидеть только в Санкт –Петербурге, Лувр – в Париже, Золотое Кольцо – в России.

За новыми впечатлениями, за уникальными достопримечательностями люди готовы совершить путешествие именно туда, где эта достопримечательность находится. Есть различие между путешественником и туристом. Первые готовы пренебречь туристической инфраструктурой и едут за новыми впечатлениями на свой страх и риск. А туристу она нужна. Безопасность, удобные дороги, доступные транзиты, комфортабельные отели, кафе, рестораны, экскурсионные программы, развлечения. В этом плане Россия – это больше страна отважных путешественников. Мы сможем говорить о настоящем развитии внутреннего туризма, когда появится современная, разветвленная туристическая инфраструктура, обслуживающая его. Конкуренция в туристическом бизнесе сосредоточена в секторе инфраструктуры. Спорят услуги, а не достопримечательности.

Россия – самодостаточная и богатая ресурсами страна, в том числе огромным ресурсом Достопримечательностей. Уникальные природные, архитектурно-историческое, археологические, культурные, этнографические памятники и достопримечательности у нас есть. Но, как показывает международная практика, туристической Меккой может стать страна и вовсе без особых достопримечательностей. В 60-е годы Дубай представлял из себя раскаленный портовый город, да ловцов жемчуга. Местные жители зарабатывали ловлей жемчуга в водах Персидского залива. Но в 1969 году была обнаружена нефть, и появился шанс грамотно вложить доходы от нефтяного бизнеса в развитие туризма. Этот шанс использовали, сейчас 90 % доходов в Дубае приносят торговля и туризм. Созданная мощная туристическая инфраструктура: насыпные острова, парки, шикарные отели, индустрия развлечений – сама по себе стала уникальной достопримечательностью. Победила инфраструктура.

Мы сегодня никуда не двинемся, так и останемся страной великих потенциальных туристических возможностей, если не будем реализовывать инфраструктурные проекты: планомерно, ежедневно, целенаправленно. Раскачивать и зазывать туристический поток, завлекать его Достопримечательностями без адекватных раскачиваемому потоку инфраструктурных решений не получится. Наши люди уже научились сравнивать, попробовали на вкус настоящий европейский сервис, заменить его дешевым аналогом не выйдет.

Есть еще одна особенность: туризм в современных условиях исчерпал эволюционный путь развития, чтобы реализуемые инфраструктурные проекты были эффективными, они должны решать сразу комплекс вопросов, а не последовательно один за другим. «Всё –или ничего» - этот принцип становится реальностью. Смысл строить новые гостиницы и рестораны в уездном городке «N», если до городка не ходят поезда, а средства на капитальный ремонт дороги появятся через 15 лет? Если в городке нет ни одной приличной улицы, по которой вечером не боязно пройти? Да, в городке есть достопримечательность: уникальная церковь начала 17 в. , пара мемориальных домиков, в которых провели детские годы  два наших великих соотечественника. Но туристов тут не будет, пока не будет комплекса инфраструктурных решений.

Сегодня внутренний туризм привязывается к существующим транзитам: дорогам, самолетам, поездам. Это основной лимитирующий фактор. Не случайно получают развитие новые туристические проекты, которые завязаны на транзитном перемещение по городам России: «Великий шелковый путь», «Серебряное ожерелье России», продолжают активно эксплуатироваться и старые маршруты: «Золотое кольцо России».  Большие мегаполисы: Санкт-Петербург, Москва активно эксплуатируют 1-2-х дневные автобусные экскурсионные туры, благо достопримечательностей рядом с Санкт-Петербургом и Москвой – предостаточно.



А вот чего у нас явно не хватает, и что реально тормозит развитие внутреннего   транзитного туризма, так это современной дорожной туристической инфраструктуры европейского уровня: «зеленых стоянок», внятных и безопасных дорожных кафе, информационных стоянок, видовых площадок и т.п., что в любой европейской стране делает такое путешествие комфортным. Решение этого вопроса не требует многомиллиардных вложений, но требует грамотной логистики, взвешенного проектирования. Напоследок, приведу пример дорожной инфраструктуры, с которым мы познакомились у наших северных соседей.

Так получилось, что в одном из проектируемых нашей группой туристическом комплексе Ленобласти была обнаружена неолитическая стоянка. Было принято решение обогатить территорию комплекса тематическим «Неолитическим   парком» и мы поехали в Швецию знакомиться с опытом представления и подачи подобных достопримечательностей туристам. Нам предстояло путешествие по дорогам Швеции и заодно представилась возможность изучить дорожную туристическую инфраструктуру. Что мы увидели? Мы увидели страну, отлично приспособленную для внутреннего туризма. Дело не только в прекрасных дорогах, обилии стоянок, мотелей, уютных кафе и т.п.

Каждый административный район – коммуна имеет специальный туристический визит-центр, который дает полное представление о достопримечательностях района, их расположении, предлагает маршруты их посещения и  т.п.  И это не информационный ларек, который нужно искать на одной из улочек районного центра: это заметный издали придорожный комплекс, с интересной архитектурой, большой парковкой, ухоженной территорией, на которой могут разместиться и отдохнуть большое количество людей.  Внутри здания -  часто лаконичная, но очень интересная музейная экспозиция или выставка, полный набор информационной литературы: карты буклеты, проспекты. Санитарно-бытовые помещения идеальной чистоты. Смотровая башня – с лифтом.  Это визитная карточка коммуны, её презентация и представление. После посещения такого Визит-центра мы уже без труда и целенаправленно передвигаемся по выбранному маршруту, а в пути нас сопровождает система туристической навигации в виде информационных щитов, указателей, площадок с информационными стойками и т.п. 

Все настолько логично, удобно и понятно, что путешествие по достаточно специфическому маршруту – «неолитические памятники Швеции» проходит на одном дыхании и настолько интересно, как будто нами руководит опытный гид –проводник.  В общем-то, так оно и есть, это результат огромной и кропотливой работы по созданию и поддержанию инфраструктуры внутреннего туризма страны. В этом заинтересовано и правительство страны – в целом, и каждый административный район –коммуна в отдельности. Думаю, в России сейчас складывается ситуация, когда преимущества и выгода от развития внутреннего туризма становятся  очевидны всем. А значит нужно развивать и запускать в жизнь инфраструктурные проекты. 

Сочивко Светлана, руководитель проектов Развития территорий группы компаний «Карел».