Новое в законодательстве РФ. Антимонопольный комплаенс в России

Мы с Вами много времени говорили о необходимости активного внедрения в бизнес среде такого явления как комплаенс система.
В настоящее время Федеральная антимонопольная служба (ФАС) активно работает над законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции". На законодательном уровне в РФ впервые дается определение Комплаенс.

Предложено внесение понятия «антимонопольный комплаенс» в следующей редакции:
«Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) – совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на такого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения».

Что это будет означать?
Это подразумевает создание и функционирование у хозяйствующего субъекта работающего внутреннего механизма, препятствующего нарушению антимонопольного законодательства.
Следует отметить ключевые этапы выстраивания антимонопольного комплаенса в организации.
- Диагностирование и определение проблем с целью проведения антимонопольного аудита текущей деятельности компании и выявления зон риска.
- Разработка необходимого свода правил, регламентирующего поведение компании и ее сотрудников на рынке.
- Внедрение системы и контроль.

Такая система позволит настроить деятельность компании, ее производственный процесс на обязательность соблюдения антимонопольных запретов, а также поможет более взвешенно и осмотрительно принимать те или иные бизнес - решения. 

Основными элементами антимонопольного комплаенса являются:
- Выявление и регулярная оценка антимонопольных рисков;
- выработка и внедрение мер по их минимизации;
- разработка и утверждение политики по соблюдению законодательства, а также иных внутренних актов, направленных на внедрение процедур, обеспечивающих соблюдение антимонопольных требований;
- регулярные тренинги для персонала;
- «тон сверху», т.е. поддержка руководством компании ценности антимонопольного комплаенса;
- наличие антимонопольного комплаенс - офицера, основная функция которого состоит во внедрении и администрировании указанной системы.

В западном менеджменте сотрудников службы комплаенс контроля принято называть офицерами. Для нашего российского восприятия это не очень удобно. Скорее, нам удобнее назвать комплаенс - контролер.  Но, суть от этого не меняется. Это человек, на которого возложены функции координирования слаженной работы комплаенс системы в организации. Данный сотрудник должен обладать достаточно обширными знаниями в области экономики, юриспруденции. А также должен уметь находить общий язык со всеми сотрудниками компании.

В настоящее время в России еще нет людей имеющих профессиональную подготовку комплаенс – офицеров. Российский бизнес может столкнуться с проблемой, где найти сотрудников с такими высокими профессиональными компетенциями.
Комплаенс предполагает систему внутренней саморегуляции компании, соответственно, факт нарушения антимонопольного законодательства означает одно из двух:
- либо существующий механизм оказался неэффективным и меры ответственности должны быть возложены на хозяйствующий субъект, надлежащим образом не обеспечивший его функционирование;
- произошел эксцесс исполнителя – ответственный работник, до сведения которого были доведены правила поведения в рамках осуществления его полномочий, допустил деяние, приведшее к такому нарушению.

Что делать в этом случае? Такого рода проблемы решаются с помощью проведения аудита.
В нашей российской психологии проведение аудита тождественно с понятие «К нам едет ревизор!!».

На самом деле   ничего страшного в аудите нет, а скорее наоборот. Это диагностика процессов, происходящих в компании. Проводить подобный аудит полезно для  всех бизнес процессов, происходящих в компании. С помощью такого диагностирования деятельности выявляются «слабые» места. Аудит дает возможность выявления и устранения недостатков.
Полезно проводить такого плана мероприятия не только своими силами, но и приглашать независимых аудиторов.

Марина Кобышева, кандидат экономических наук