За картели и «откаты» будут сажать

Уголовный кодекс пополнится статьями за нарушение антимонопольного законодательства и закона о контрактной системе.
Глава ФАС России Игорь Артемьев не раз называл картельные сговоры – преступлениями, несущими  наибольшую опасность и причиняющими колоссальный  ущерб  экономике страны. 15 марта, представляя законопроект о внесении поправок в уголовный кодекс, глава антимонопольного ведомства снова обратил внимание членов Общественного совета на данную проблему: «Этот пакет поправок наиболее приземленный и жесткий, так как речь идет об уголовном наказании. Почему он получился таким строгим? Потому что мы считаем картели – сверхсерьезной проблемой в экономике страны. Картели у нас есть везде».

Для начала   авторы  поправок предлагают установить   в уголовном законодательстве четкое определение понятия «картель», которое будет полностью соответствовать мировому стандарту. Сами же законопроекты, подготовленные ФАС,   смогут оптимизировать работу по предупреждению и пресечению картелей в России.

Первая новелла предусматривает уточнение определения состава преступления при заключении картеля с причинением крупного ущерба и извлечением крупного дохода, изменяет  характер квалифицированных и особо квалифицированных составов, делает проще порядок освобождения от уголовной ответственности, а также выделяют  в отдельную норму соглашения на торгах.

Второй законопроект вносит изменения в Закон о защите конкуренции, которые   расширяют процессуальные возможности антимонопольного ведомства при расследовании картелей. В частности, у ФАС появится возможность получения материалов оперативно-розыскной деятельности, увеличивает сроки давности по картелям до 5 лет, а для уголовно наказуемых картелей - до 10 лет.

О целях предлагаемых поправок рассказал начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев:   «Разработанные нами поправки позволят создать комплексный механизм противодействия картелям. Для наиболее крупных картелей будет ужесточена уголовная ответственность».

Преступление лучше предотвратить

Едва ли ФАС России можно назвать ведомством, склонным к применению карательных мер. Так, с введением в 2016 году 4-го антимонопольного пакета, характер работы службы приобрел больше предупредительный характер. И прежде чем завести дело, антимонопольщики предупреждают о необходимости прекратить нарушение антимонопольного законодательства. Однако картели – дело другое, здесь предупреждения не работают. Тем не менее, как и прежде  ФАС России будет  уделять большое внимание мерам по профилактике нарушений. Ужесточение ответственности за сговоры будет вводиться параллельно с профилактической и разъяснительной работой ведомства в рамках проведения реформы контрольно-надзорной деятельности.

В настоящее время для получения замечаний и предложений поправки в УК РФ разосланы   во все основные предпринимательские сообщества. В течение месяца их обсуждение пройдет  на площадках РСПП, ТПП России, Опоры России и Деловой России.

Поправки в уголовное законодательство были подготовлены ФАС России совместно с правоохранительными органами. Глава ведомства Игорь Артемьев отмечает, что данные меры – не просто инициатива ФАС, это исполнение поручений Президента России.

Грязные игры на торгах могут привести в тюрьму

Впрочем, внимание властей привлекают  не только хозсубъекты - участники товарных рынков и рынка госзаказа. Заказчики и члены закупочных комиссий также находятся под пристальным  взором правительства.

13 марта президент России Владимир Путин вынес на рассмотрение Госдумы законопроект о введении уголовной ответственности за  нарушение закона о контрактной системе (44-ФЗ). Автор новеллы предлагает дополнить главу 22 УК РФ статьями 200.4 и 200.5.

Одна из новелл вводит ответственность за злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд». Санкции статьи предусматривают для работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок, лиц, осуществляющим приемку поставленных товаров, штраф в размере до 200 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 3 лет. Более суровые меры грозят группе лиц, действовавшей по предварительному сговору, или же при нанесении особо крупного ущерба государству. В этих случаях срок заключения может достигать 7 лет, а штраф вырастает до 1 миллиона рублей.

Еще одна статья   предлагает установить ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Дача взятки обернется штрафом от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или же реальным тюремным сроком    до 3 лет со штрафом в размере до 10-кратной суммы подкупа. Сговорившаяся группа   лиц заплатит в 30 раз больше суммы «отката» или же лишится свободы сроком до 7 лет. Особо крупное преступление будет караться  штрафом от 2 до 5 миллионов рублей или  лишением свободы сроком от 7 до 12 лет со штрафом  в размере до 50-кратной суммы подкупа. 

Под крупным размером подкупа авторы новеллы  определяют "сумму денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав", превышающую 150 тысяч рублей, а под  особо крупным - превышающую 1 миллион рублей. 

Кроме того, поправки предусматривают наказание за «провокацию подкупа», если подкуп вымогался при заключении госконтракта. 

Необходимость внесения поправок в уголовный кодекс назрела давно, поскольку не все деяния в сфере нарушения 44-ФЗ подпадают под нормы действующего уголовного законодательства. В настоящее время причинение вреда интересам государства или же бюджетных учреждений при осуществлении закупочных процедур влечет за собой лишь административную ответственность и, очевидно, что имеющиеся меры не представляют серьезной угрозы для нарушителей. Для устранения этих пробелов и вводятся выше обозначенные статьи.

«Сейчас преступления, связанные с так называемыми откатами при госзакупках, квалифицируются по статьям о хищениях чужого имущества, злоупотреблениях полномочиями, о коммерческом подкупе, даче и получении взятки. Но ряд нарушений, связанных с целями осуществления закупок, определением цены контракта, его заключением или исполнением и совершаемых из личной заинтересованности, не может рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку их совершают представители заказчика, которые не являются должностными лицами», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Разумеется, Законодатель предусмотрел и  возможность освобождения от уголовной ответственности  в случае, если  лицо, совершившее  преступление, активно способствовало раскрытию преступления, добровольно сообщило о совершенном деянии в правоохранительные органы или же, если  в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа. 

Совет Федерации инициативу главы государства поддержал. С некоторыми коррективами, которые, вероятно, будут учтены Госдумой непосредственно при принятии закона, поправки одобрил и Верховный суд.

P.S.

Раскрытие картелей -  дело совсем не простое. Даже при наличии видимых  признаков сговора собрать «железную» доказательную базу антимонопольщикам бывает непросто, в том числе из-за некоторой ограниченности в полномочиях. Между тем  при расследовании антиконкурентных соглашений  важную роль играет оперативность. Именно поэтому на грядущие поправки в УК РФ ведомство возлагает большие надежды.

Что же касается ответственности   организаторов торгов при проведении закупочных процедур по 44-ФЗ,  то в среде  заказчиков и уполномоченных органов, замечено  некоторое беспокойство. Теперь если у  комиссии ФАС появится подозрение на злоупотребление заказчиком и его представителями  в сфере госзаказа, на «неумышленные ошибки, допущенные по незнанию», сослаться будет сложнее.

Саша Колесникова