Предупреждения закончились. ФАС ужесточает контроль за незаконное использование символики FIFA

Контроль за незаконным использованием символики  FIFA станет жестче. Соответствующие поправки в закон вступили в силу 4 мая. Теперь Федеральная антимонопольная служба не станет предупреждать нарушителей о недопустимости подобных действий. По факту нарушений будут сразу возбуждаться антимонопольные дела, которые ведомство обещает рассматривать  в кратчайшие сроки в связи с необходимостью оперативного пресечения выявленных нарушений имущественных прав FIFA. Рекомендованные сроки рассмотрения дел составляют 1-3 суток с момента выявления нарушения. Столь же оперативно на бизнесменов будут накладываться и штрафы, величина которых может достигать полумиллиона рублей или 15% от выручки.
Изменения зафиксированы в части 3 статьи 20 в Закон о чемпионате мира по футболу и статье 53 Закона о защите конкуренции. Документ предусматривает исключение признаваемых недобросовестной конкуренцией действий, определённых ст.20 Закона о чемпионате мира по футболу, из числа нарушений антимонопольного законодательства, при выявлении которых до возбуждения дела антимонопольным органом выдается предупреждение о прекращении нарушения.
Внесенные поправки будут применяться до 15 августа 2018 года включительно.

Борьба с нелегалами
Право на использование символики FIFA имеют только официальные партнеры и спонсоры Международной футбольной ассоциации. Стать таким партнером очень сложно как с финансовой, так и с юридической точки зрения. В то же время   желающих заработать на бренде много, - продукция с символикой FIFA  пользуется спросом, а нехитрый логотип или слоган и позволяют  продавать товары дороже.
Нелегальное использование символики FIFA развернулось в преддверии кубка конфедерации 2017 года. Практически во всех городах, где проходили матчи, управления антимонопольного ведомства фиксировали нарушения, выдавая предпринимателям предупреждения о прекращении подобных действий.
Например, в Санкт-Петербурге «горчичники» получили такие компании, как «М.видео менеджмент», ООО «ХХХХ», ИП Найденова, ООО «Драккар», ООО «УК «Максимиллиан», ООО «Максимус», ООО «СоюзСтройМонтажПроект», ООО «ТД Интерторг» (торговая сеть «Семья»), ООО «Креатив», ООО «Номер Люкс», ООО «Инвестиционно-строительная группа «Форт ис СПб».
Несколько эпизодов недобросовестной конкуренции, связанной с футбольной тематикой, зафиксировано и Волгоградским УФАС России. «Желтую карточку»  от антимонопольного арбитра получило ООО «Випойл-Гиперцентр». Стоит отметить, предупредительные меры сработали эффективно. Нарушения были прекращены.
Более масштабное разбирательство провел Центральный аппарат антимонопольного ведомства. Так, 17 апреля 2018 г. ФАС завершила рассмотрение дела, возбужденного по заявлению Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA). Регулятор признал  действия ООО «Группа компаний «Пивоваренный дом Бавария» и ООО «Агрофирма ФАТ» актом недобросовестной конкуренции.
В рамках рекламной кампании на сайте http://bavaria-qroup.ru и в социальных сетях указанные хоз.субъекты проводили розыгрыш билетов на финал Чемпионата мира по футболу 2018 при покупке пива. В акции и при маркировке пива «Бавария»  они также использовали товарные знаки FIFA . Однако футбольная ассоциация не заключала с этими компаниями договоров, дающих право использовать билеты на мероприятия грядущего чемпионата мира по футболу для проведения рекламных акций, розыгрышей и конкурсов, а также договоров на использование принадлежащих Международной федерации футбольных ассоциации товарных знаков.
Антимонопольное ведомство выдало ООО «Группа компаний «Пивоваренный дом Бавария» и ООО «Агрофирма ФАТ» предписание о прекращении нарушений, за которым, вероятно, последует и штраф.

 

Саша Колесникова