Монополия на акваторию

О том, что торговые порты Санкт-Петербурга и Ленобласти - территории, где закон о конкуренции не исполняется, известно давно. Специалисты и участники рынка уверены, здесь действуют иные правила –   связи и договоренности. Долгое время о дискриминации в портах замалчивали сами бизнесмены. Однако после прецедентных дел 2013 и 2015 годов и вмешательства ФАС картина, казалось бы, начала меняться.
Новая волна антимонопольных разбирательств поднялась под самый конец 2017 года.  Сразу две компании обратились в областное УФАС с заявлениями на Приморский торговый порт: стивидор вытесняет с рынка «чужие» компании.  По утверждению заявителей -  АО «Роснефтьфлот» и  ООО «Балтийское морское буксирное агентство», Приморский торговый порт  злоупотребляет доминирующим положением, навязывая контрагентам совершенно невыгодные условия и  отказывая в допуске в акваторию.

«Локомотив транспортной отрасли»

На днях Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко обратился к бизнес-сообществу с инвестиционным посланием. Из доклада следовало, что по итогам 2017 года Ленинградская область заняла 6 место в рейтинге инвестиционно-привлекательных регионов по приросту объемов инвестиций в основной капитал. Портовые комплексы производят 60% ВВП и из года в год наращивают прибыль, принося в бюджет региона львиную долю дохода. За счет развития портовых услуг, развиваются и другие отрасли  транспортной логистики.    Очевидно, что средства, которые крутятся в торговых портах, привлекательны для многих частных компаний.  Пользуясь этим,  хозяева портов стараются не допустить конкуренции на своей территории или же извлечь максимум прибыли из сторонних компаний.

Морской бой

ООО «Балтийское морское буксирное агентство» - частная компания. Ее услугами   пользуются как российские, так и зарубежные судовладельцы, суда которых заходят в порт Приморск. В ноябре 2017 года компания столкнулась с внештатной ситуацией, в результате чего была сорвана буксировка нефтяного танкера, принадлежащего греческому холдингу Tsakos Columbia Shipmanagment. В соответствии с полученной номинацией от судовладельца и агента танкера Ageas  ООО «БМБА» начало приготовления для оказания буксирных услуг. Однако, ссылаясь на отсутствие свободных причалов и на неподходящие погодные условия (сильный ветер, высокие волны), оператор терминала отказал   в предоставлении свободных причалов. Как было установлено позднее специалистами антимонопольной службы,  в тот день имелись все возможности для швартовки буксиров ООО «БМБА»:  погодные условия находились в пределах нормы.

Конечно, не со всеми компаниями Приморский порт  поступает столь недружелюбно. На территории порта буксировку танкеров и иных судов осуществляют  две компании: АО «СоюзФлотПорт», подконтрольная ПАО «Транснефть», и АО «Роснефтефлот» - подконтрольная группе ПАО «Роснефть».  Новый хозяйствующий субъект с аналогичным видом деятельности способен создать нежелательную  конкуренцию.

Стоит отметить, ООО «ПТП» не первый раз пытается ограничить допуск буксирных компаний для оказания услуг в порту. Аналогичный случай произошел в 2013 году, когда ООО «ПТП» пыталось не допустить АО «Роснефтефлот». После разбирательств в УФАС указанная компания успешно работала в порту Приморск. До недавнего времени.

У Роснефтьфлота также имеются претензии к ООО «ПТП».  Недавно стивидор разработал и ввел в работу «Руководство по обработке судов на морском терминале, эксплуатируемом ООО «ПТП». Данный документ, по мнению АО «Роснефтьфлот»,  противоречит действующему законодательству  в области морского судоходства и закону о защите конкуренции. В новом типовом проекте договора  «Руководство…» навязывает контрагентам условия об обязательном потреблении швартовных услуг, а также предъявляет жесткие требования  к оборудованию, численности и к членам экипажей буксиров. Являясь единственным оператором терминала, ООО «ПТП» имеет возможность не допускать к погрузочно-разгрузочным операциям суда, не исполняющие требования Руководства, - один из пунктов документа содержит указание на это право.

Очевидно, что подобные действия направлены на ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами и на вытеснение буксирных компаний с рынка.  Данный довод подтверждает  анализ документа. Из «Руководства…»   следует, что по всем параметрам требованиям ООО «ПТП» соответствуют исключительно суда, оператором которых является аффилированная   с   ООО «ПТП» компания — ООО «Транснефть-Сервис».

К чему могут привести действия порта Приморск - комментирует ио заместителя руководителя Ленинградского УФАС России Руслан Абейдуллин: «При таких обстоятельствах, под угрозой невозможности осуществления погрузки/выгрузки и, как следствие, срыва контрактных обязательств  компании, будут вынуждены отказываться от услуг АО «Роснефтефлот» и заключать договоры с ООО «ПТП».

По данным поводам  Приморскому торговому порту выданы обязательные для исполнения предупреждения о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства. По заявлению АО «Роснефтефлот» возбуждено антимонопольное производство. Кроме того, деятельность предприятия вызвала интерес со стороны правоохранительных органов.

PS
Приморский торговый порт время от времени привлекает внимание не только областного УФАС, но и центрального аппарата антимонопольной службы.  В 2016 года ФАС России выдала ООО «ПТП» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое выразилось в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услуги по перевалке нефти.

Справедливости ради следует отменить, что ООО «ПТП» – не единственное в регионе предприятие, злоупотребляющее своим положением монополиста.  В 2015 году фигурантом аналогичного дела стало СЗБУ ФГУП «Росморпорт» - организация, которая выдает пропуска для прохода на территорию автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в морском порту Усть-Луга». На действия предприятия  пожаловалась лоцманская компания «Альбатрос».

Тогда по результатам антимонопольного разбирательства за уклонение от оформления пропусков, монополисту был назначен штраф в размере 1,3 млн. рублей. Отказ от выдачи временных пропусков на проход лоцманов ограничило возможности компании оперативно отрабатывать поступающие заявки от судовладельцев и агентов судов и вовремя оказывать услуги в акватории порта.

Саша Колесникова