Коллективный разум антимонопольщиков против коллективного поведения коммерсантов

ФАС России и научное сообщество обсудили картелизацию современной экономики и способы противодействия сговорам в условиях цифровизации.   Международная научно-практическая конференция «Антимонопольное регулирование коллективного поведения хозяйствующих субъектов на товарных рынках» прошла в Санкт-Петербурге 8 февраля.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром», - кто бы мог подумать, что это утверждение Натана Ротшильда, сказанное в 19 веке, обретет особую актуальность два столетия спустя? А ведь так и есть: сегодня информационные магнаты, имеющие доступ к большим базам данных,  контролируют товарные рынки.
 
«Цифровые платформы получили огромную власть и фактически выпали из антимонопольного регулирования. Разрешить сложившуюся ситуацию позволит 5 антимонопольный пакет, недавно внесенный на рассмотрение в Правительство. Отдельно нами обсуждаются поправки, касающиеся отмены «иммунитетов» для интеллектуальной собственности и ужесточения ответственности за картельные соглашения», - пояснил  заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский.

Одной из форм коллективного ограничения конкуренции является явление мнимой конкуренции. Феномен получил широкое распространение и встречается как на товарных рынках, так и на  торгах. Не нарушая традиционные запреты, «скрытые» монополисты ограждают себя от внимания ФАС. Вводя в заблуждение конкурентов,  участники сговора создают барьеры другим хозсубъектам для входа на рынок.

Выявление картеля на товарном рынке – работа кропотливая.   По данным ФАС при предварительном скрининге  на предмет наличия картеля учитываются, по крайней мере, 15 внешних признаков: количество продавцов, покупателей, барьеры входа на рынок, скачок доходов и ряд других показателей. Но этого не достаточно: необходимо тщательно исследовать причины поведения компаний.

«В основу вывода о нарушении антимонопольного законодательства должны быть положены прямые доказательства либо достаточная совокупность косвенных доказательств, среди которых могут быть и данные, полученные методами экономического, математического или статистического анализа», - заключил Мухамед Хамуков – заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России.

Руководитель Ленинградского УФАС России Александр Плетешков рассказал о практике выявления сговоров на территории региона, обозначил проблемы, связанные с расследованием дел об антиконкурентных соглашениях.

По его мнению, успех раскрытия картелей  на товарных рынках во многом зависит от качества взаимодействия с правоохранительными органами, поскольку возможности антимонопольного ведомства несколько ограничены. «В связи с этим уместно было бы законодательно закрепить право антимонопольного органа направлять обязательное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий в органы следствия», - предложил Александр Плетешков.

В целом же, по наблюдениям главы областного УФАС, нарушения антимонопольного законодательства преимущественно выявляются на государственных и муниципальных торгах.  Так за 2017-2018г. Ленинградское УФАС  возбудило 10 дел по признакам нарушения 11 статьи Закона о защите конкуренции. Всего же под подозрение попало порядка 16 тысяч аукционов.
По словам Александра Плетешкова, серьезной преградой при расследовании антиконкурентных соглашений  являются некоторые законодательные коллизии. Например, в настоящее время остро встал вопрос получения информации  по расчетным счетам хоз.субъектов, подозреваемых в картеле. Так называемая банковская тайна.  Ряд коммерческих банков отказывают в предоставлении запрашиваемых сведений.

 

Саша Колесникова

 

Фото: пресс-служба Ленинградского УФАС России