Как антикартельные законы затронут бизнес?

Антиконкурентные соглашения  все глубже  проникают во все сферы деятельности государства, нанося колоссальный ущерб его экономике.  С ними усиленно борется Федеральная антимонопольная служба, в чьи полномочия входит пресечение нарушений антимонопольного законодательства.  Так осенью прошедшего года ФАС подготовила пакет антикартельных  законов, призванных сократить количество сговоров, сделать их экономически невыгодными.  Вот только предлагаемые антимонопольщиками новеллы встретили осуждение, как со стороны бизнеса, так и со стороны парламентариев.

Что не так?

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов пришел к выводу, что антикартельная инициатива ФАС может ущемить права бизнесменов. По данному поводу председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину было направлено обращение с просьбой проанализировать проблемные вопросы законопроектов ФАС. Если коротко, то предложения антимонопольщиков  касаются расширения полномочий службы в части права изъятия  документов при расследовании картельных сговоров.   Это сочли за угрозу правам и свободам субъектов предпринимательской деятельности.

ФАС России никаких рисков для  бизнеса не видит.  Законопослушных предпринимателей вводимые новеллы не коснутся. Напротив, документ, подготовленный антимонопольной службой,  переводит наказание за незначительные картели, которые не несут общественной опасности,  из уголовной плоскости  в административную. То есть в предлагаемом  проекте закона порог дохода для перехода в уголовную сферу увеличивается. Картель становится  уголовно наказуемым при доходе от 100 миллионов рублей и ущербе от 20 миллионов. Но при этом стоит отметить, что понятие «доход» при рассмотрении картельных дел предлагают приравнять к понятию  выручки всех участников картеля. Правда в этом позиция регулятора расходится с мнением Президиума  Верховного Суда РФ, который  считает, что взысканию в бюджет подлежит доход, полученный от противоправных действий, с уличенного в недобросовестной конкуренции конкретного предпринимателя.

Проще говоря, антимонопольная служба считает, что  размер санкций за участие в сговоре должен соответствовать  общественной опасности.
Тем не менее, пути более продуктивного воздействия на  охотников за государственным рублем, предложенные ФАС, не поддержал Совет Федерации. Предлагаемые меры назвали «экстраполномочиями», тем более, что помимо права осуществлять выемку документов антимонопольщики просят предоставить  доступ  к персональным данным абонентов услуг связи и право получать материалы оперативно-розыскной деятельности.  Столь же избыточным парламентариям  показалось и предложение создать реестр участников антиконкурентных соглашений.

Что касается бизнес-сообщества, его больше задели  планируемые изменения в уголовной сфере в плане применения ст. 178 УК РФ.  Поскольку подавляющее число картелей фиксируется на торгах,  ФАС предлагает   убрать необходимость доказывать негативные  последствия от картеля, поскольку Закон о защите конкуренции № 135-ФЗ запрещает  картели в принципе.  Авторы поправок считают, что достаточно установить только факт сговора, а демагогия о негативных последствиях – ни к чему.  Помимо этого, авторы законодательной инициативы хотят ввести отдельный квалифицированный состав и более суровые санкции   в отношении  руководителей компаний.

Кроме антикартельного пакета ФАС подготовила  и методические рекомендации по взаимодействию ведомства с  правоохранительными органами. Антимонопольщики поделились соображениями, как проводить следственные действия, допросы, осматривать вещдоки и тд.

Какой свод антикартельных законов получится в итоге – узнаем совсем скоро. Пакет антикартельных опций уже  внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Палата готовится рассмотреть его на одном из ближайших заседаний.

 

Саша Колесникова