ФАС обозначила образ будущего

Инновации, синергия, прозрачность и кооперация – в этих четырех терминах видит ФАС России образ светлого будущего.
Антимонопольная служба разработала ряд законодательных новелл, которые с гордостью представила на нескольких площадках завершившегося VII Петербургского международного юридического форума.
Центральным антимонопольным заседанием стала пленарная сессия, на которой глава ведомства Игорь Артемьев обозначил вызовы, которые бросает новая экономика и рассказал об ответной реакции на них со стороны регулятора.
Антимонопольщики констатируют, 4-й пакет поправок, принятый чуть более двух лет назад, устаревает. Рынки меняются, стираются их границы, на передний план выходят цифровые технологии. Теперь важно не то, что продается, а то, КАК это делается.  На капитализацию компаний решающее значение оказывают "большие данные". Отныне лидер – не производитель, а тот, кто владеет платформой, на которой вращаются товары. 

Новые вызовы: новая конкурентная политика
Глава ФАС напомнил о важном для антимонопольной службе документе – Указе Президента № 618 «Об основных направления государственной политики по развитию конкуренции».  В Указе расписаны требования к органам государственной, исполнительной, судебной власти, общественным институтам и тд; поручено содействовать   конкуренции, как  важнейшему инструменту развития  экономики и общества.
Для реализации нацплана  подготовлены Дорожные карты  во всех сферах – энергетике, науке, медицине, образовании, промышленности и тд, рекомендованы меры для привлечения частного бизнеса в эти сферы. Кроме того, в Указе  директивно объявлено:  государство будет уменьшать свою долю в экономике и развивать частный капитал,  обеспечит приход его в те сферы, где его недостаточно, тем самым усилив конкуренцию.
По этому поводу был созван Госсовет. До сведения губернаторов каждого региона,   руководителей законодательной и исполнительной власти доведено, что  каждая провинция должна согласовать с ФАС программу  развития конкуренции.
Предполагается, что план будет переутверждаться каждые пять лет, а ФАС станет центром координации программам поддержки конкуренции и ее развития.

С 1 июля Россия полностью перейдет на электронные закупки, что повысит их прозрачность и резко обострит конкуренцию. 
Для антимонопольщиков - это серьезный инструмент в борьбе с коррупцией:  за счет методов бенчмаркинга  можно легко  определять  справедливость цен, по которым государственные и муниципальные заказчики закупают товары, ресурсы или услуги.  Кроме того, электронные торги дадут многомиллиардный режим экономии бюджетных средств.
Кстати, экономить антимонопольная служба умеет. Около трех лет назад ведомству было передано тарифное регулирование. С тех пор антимонопольщики провели колоссальную работу с гигантами-монополистами, пытаясь развить конкуренцию на  монополизированных рынках.   Решение проблемы стало введение принципа «Инфляция минус».  Да, проблема не исчезла полностью, но проект закона уже готов и ждет своего звездного часа. Предполагается, что дань монополистам будет резко уменьшена. В скором времени, уверенно сказал глав ФАС, граждане и бизнесмены это почувствуют.
«Когда у вас в одних руках антимонопольная политика, тарифная, контроль за прокьюментом, вы обладаете огромным ресурсом, любая монополия будет с вами как с регулятором считаться. Синергия полномочий антимонопольного ведомства доказала свою эффективность.  Это решение будет иметь далеко идущие последствия», -  комментирует Игорь Артемьев. 

Кто владеет информацией – владеет миром
В современном мире порядок существования целых отраслей и эффективность каждой из них зависит вовсе не от человеческих рук, навыков и умений, а от той информации, которую  человек получит в нужное время в нужном месте.  Теперь порядок вращения товара на рынке определяют большие  базы данных.
В качестве примера было приведено сельское хозяйство, где производители семян полностью зависят от IT-технологий,  которые регламентируют как вести процессы взращивания культур, сколько и каких химикатов добавить для получения отменного урожая.
Таким образом,  делает вывод Игорь Артемьев,  традиционное  семеноводство и цифровое земледелие  стали одним рынком. И в сделках слияния и поглощения это следует учитывать.

Отдельное внимание, готовя очередной пакет законов, его авторы уделяют интеллектуальной собственности. Антимонопольщики считают, что если творец запустил в оборот произведение интеллектуальной собственности, то он больше никаких прав на него не имеет: нельзя злоупотреблять доминирующим положением, уже получив за изобретение достойное вознаграждение. Даже лицензионные соглашения в понимании антимонопольного законодательства могут быть дискриминационны.
«Мы смотрим на соотношение прав интеллектуальной собственности и антимонопольного регулирования и на сетевые эффекты, учитывающие влияние big data на конкуренцию. При совершении таких сделок обязательны условия по недискриминационному доступу к большим данным и обеспечение доступа к технологиям», - отметил Игорь Артемьев.
Как работать в новых условиях, отражено в «пятом антимонопольном пакете», который в настоящее время проходит согласование в Правительстве и с экспертами.

«Цифровому коту» дана команда  ФАС
Выявление сговоров на аукционах напоминает игру в кошки-мышки. Реальные участники закупок прячутся за аукционными роботами, ловко увиливая  от контролирующего органа.
Как фигурально выразился статс-секретарь ФАС России Андрей Цариковский, «чтобы поймать цифровую мышь, нужен цифровой кот».  Такого «хищника» и взрастила антимонопольная служба. Для выявления цифровых сговоров разработана и успешно действует  технология дистанционного выявления картелей. Созданы платформы – агрегаторы, проводится анализ «больших данных». В общем, борьба с ценовыми роботами на аукционах идет полным ходом.
Активное применение электронного  тестирования (бенчмаркинга),  позволяет сопоставлять  цены на  цифровых платформах, определить справедливую стоимость товара,  охватывает анализ крупных баз данных, агрегирует лучшие практики закупок.
Через такой  экономический анализ антимонопольщики имеют возможность  предъявлять  нарушителям антимонопольного  законодательства обоснованные претензии. И что немаловажно,  этотанализ делается моментально.

Завершая свое выступление, Игорь Артемьев отметил, что такой ресурс хорошо бы создать  в формате БРИКС.  Объединения антимонопольных ведомств БРИКС перед крупнейшими компаниями-нарушителями, полагает глава антимонопольного ведомства, способно эффективно противостоять негативным практикам.  Общая  блокчейн платформа по социально-значимым товарам исключила бы возможные ценовые манипуляции на рынках стран объединения.   Эффект от нее очевиден: снижение цен на товары. Более того, обоснованность цен смогут проверить сами потребители, воспользовавшись компьютером. В качестве доказательства был приведен пример применения технологии бенчмаркинга на фармацевтическом рынке, которая способствовала снижению цен на 845 жизненно необходимых лекарственных препаратов. В результате применения бенчаркинга и компьютерных технологий цены опустились на 43%.

Саша Колесникова