ФАС и ОЭСР обсудили методы борьбы с картелями

О том, насколько остро в России стоит проблема картелизации экономики, свидетельствуют слова президента, сравнившего  сговоры на государственных торгах с изменой родине или даже убийством.
С тех пор антимонопольное ведомство и его территориальные управления основные силы бросили  на выявление картелей. Самыми привлекательными рынками оказались  рынок строительства, ремонта дорог, поставки медицинского оборудования и лекарств, организации питания.
О масштабах проблемы говорит и мера,  предусмотренная УК РФ за заключение антиконкурентных соглашении – до 7 лет лишения свободы.


Кнут или пряник?

Со 2 по 4 октября в Санкт-Петербурге прошел международный семинар «Эффективная правоприменительная практика в борьбе с картелями», на котором эксперты из стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) совместно со специалистами ФАС России обсудили методы борьбы с картелями.
Руководитель Санкт-Петербургского УФАС Вадим Владимиров, открывая семинар,  отметил:

«Все картели в мире похожи и опыт борьбы со злом для всех нас является важным. Поэтому мы с огромным вниманием относимся к опыту стран, которые накопили хорошую правоприменительную практику в деле борьбы с картелями». 

А опыт этот самый разнообразный. Так, например, во Франции считают, что если сумма штрафов будет достаточно велика, картель перестанет представлять собой хорошую «бизнес – идею».

В Австрии и Венгрии придерживаются более мягких взглядов.  Эти страны предлагают освобождать от ответственности и смягчать наказания в случае явки с повинной.  Так в Австрии, начиная с 2006 года, в рамках этой программы было подано 86 заявлений об освобождении от ответственности и о смягчении наказания. Общая сумма штрафов по картельным делам, составила € 105 млн.
Венгерский антимонопольный комитет помимо смягчения наказания, предлагает вознаграждение  за донос. Система  вознаграждения осведомителей работает с 2010 года и предусматривает  награду в размере 1% от суммы штрафа, установленного на основании решения антимонопольного комитета, но не более 160.000 евро.

«В программе чаще стали участвовать люди, которых уволили с работы. Используя месть в качестве мотивации, они охотно сообщают о подробностях деятельности картелей и о той роли, которую играют в картелях их бывшие работодатели», - сообщил Член Совета по конкуренции Венгерского агентства по защите конкуренции Давид Куритар.

Представитель Великобритании Куаджо Аджепонг рассказал, как британское антимонопольное ведомство использует экспертно – аналитическую криминалистику и  цифровые информационные технологии для  скрининга рынка.

«Мы собираем и анализируем информацию, которая содержится на компьютерах, мобильных устройствах, GPS – навигаторах, USB – накопителях, анализируем данные, которые получаем из электронной почты, WhatsApp, сети «Facebook», скайпа, «Dropbox» и др.», - сообщил г-н Куаджо Аджепонг.

А вот в Италии при выявлении и пресечении картелей акцент сделан на сотрудничестве с другими надзорными ведомствами: Агентством по борьбе с коррупцией, организациями, занимающимися закупками товаров, работ и услуг, налоговой полицией, судебными органами и прокуратурой.

«Сотрудничество с другими государственными органами страны обеспечивает поступление обширной и полезной информации из надежных источников, подкрепленной четко оформленными документами. Наличие у сотрудников Агентства знаний в области конкуренции и по вопросам защиты прав потребителей позволяет сформировать комплексный подход к рассмотрению новых явлений», - пояснил старший инспектор Управления по международным связям Агентства по защите конкуренции Италии Ренато Ферранди. 

Также г-н Ферранди рассказал о правовых основаниях и полномочиях АКИ при проведении обысков, дал подробные рекомендации по подготовке и ходу проведения проверки.

Опыт ФАС России в проведении внеплановых проверок и использование информационных технологий в ходе таких мероприятий представил заместитель начальника Управления по борьбе с картелями Мухамед Хамуков.
При этом спикер сообщил, что функция антимонопольного органа не карательная, а профилактическая. Поэтому ФАС России иногда анонсирует информацию, в каких сферах экономики есть подозрения на наличие картелей, чтобы компании могли привести свою деятельность в порядок.

«Мы считаем, что важнее предупредить нарушение, чем преследовать. Часть компаний услышали этот посыл и прекратили нарушения, другие компании не услышали наших предупреждений, и такие компании пришлось привлечь к административной ответственности», - добавил спикер.

Кроме того Мухамед Хамуков обозначил проблемы, возникающие в ходе «внепланов» - недопуск на территорию, «задержки» на проходной, уничтожение или скрытие документов, а также представил способы преодоления этих затруднительных ситуаций.

«ФАС России разработала законопроект, который предусматривает санкции для компаний – оборотные штрафы – за воспрепятствование внеплановой проверке. Этот проект внесен в Правительство Российской Федерации», - добавил Мухамед Хамуков.

Заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Дмитрий Артюшенко подробно остановился на деятельности аукционных роботов. Спикер отметил, что участник торгов, использующий аукционного робота, многократно превосходит активность участника торгов без робота. При этом, несмотря на то, что само по себе использование аукционных роботов не является нарушением, они могут существенно облегчать реализацию незаконных схем по сговору.

«Компании, вступившие в сговор, заранее определяют лимиты снижения - 0,5-1% от начальной максимальной цены контакта - в зависимости от того, кто должен победить на торгах. Специальные программы также могут дестабилизировать работу электронной торговой площадки с целью недопущения победы конкурента», - отметил спикер.
Также представитель ФАС России отдельно остановился на деятельности разработчиков программного обеспечения, позволяющего реализовать антиконкурентную стратегию на торгах. Ряд разработчиков таких программ уже установлены ФАС. Далее ведомство намерено установить компании, которые с ними сотрудничают и  и используют ценовые алгоритмы как инструмент нарушения антимонопольного законодательства.

Территориальные органы ФАС России также регулярно фиксируют эпизоды сговоров на торгах. Так, например, в Ленинградском УФАС в настоящее время рассматривается дело по 249 аукционам на поставку питания в образовательные учреждения. Ранее явкой с повинной завершилось рассмотрение дела о заключении антиконкурентного соглашения при строительстве котельных.

Никита Загребельный –  заместитель начальника отдела антимонопольного контроля  Ленинградского УФАС России:  «Схемы и методы, применяемые участниками картелей, развиваются и становятся все сложнее. Антимонопольные ведомства также должны совершенствовать свои методики борьбы с ними. Несмотря на то, что штрафы, предусмотренные за участие в картеле, достаточно большие, зачастую, это не останавливает хоз.субъекты от заключения антиконкурентных соглашений. Некоторые участники рынка сознательно идут на нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, в нашей практике встречались случаи рецидива. Мероприятия, подобные этому, позволяют ознакомиться с международной методикой выявления сговоров и инструментами их  пресечения,  которые могут  быть применены в нашей стране».

Помимо административного наказания, считают в  Ленинградском УФАС России, необходима отлаженная работа с другими надзорными ведомствами. Институт дисквалификации должностных лиц, исправительные работы и лишение свободы, возможно, в какой-то мере остановят участников сговора от данного экономического преступления.

 

Саша Колесникова

 

Фото: пресс-служба ФАС России