Активисты Московского ОНФ и СТОПкартель выявили нарушения на выполнение работ по реконструкции инженерных сетей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Активисты Московского ОНФ и СТОПкартель выявили нарушения и помогли их исправить в закупке Минстроя РФ и ФКП «Дирекция КЗС города Санкт-Петербург Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства» на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции наружных инженерных сетей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии, город Сергиев Посад, Московская область (номер извещения - 0572400000118000013) стоимостью 1 375 161 500,33 рублей.

ФАС России согласилась с общественниками и, рассмотрев обращение 13 августа 2018 года, выдала предписание по делу № 18/44/105/1010 об устранении в срок до 27.08.2018 года следующих нарушений влияющих на подачу ценовых предложений участниками торгов и определение победителей, а именно:
1. Заказчик и Уполномоченный орган не установили в Порядке оценки заявок на участие в Конкурсе Конкурсной документации нестоимостной критерий «Опыт участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», что не соответствует требованиям Правил и Закона о контрактной системе.

2. В установленном Заказчиком, Уполномоченным органом Порядке оценки по Показателю № 2.2 «Деловая репутация участника закупки» Критерия № 2 «Квалификация Участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений по указанному показателю.

Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлен ненадлежащий Порядок оценки, что является нарушением части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение и предписание ФАС России по обращению активистов ОНФ и СТОПкартель опубликованы сегодня в ЕИС в разделе жалоб по указанной закупке. Активистами ОНФ и СТОПкартель вместе с обращением в антимонопольный орган был предложен Заказчику и вариант правки конкурсной документации, который может быть использован для исполнения предписания ФАС России.

Приводим предписание полностью:

РЕШЕНИЕ
по делу № 18/44/105/1010 о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

13.08.2018                                                                                               Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу РОО ОО «Стопкартель» на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Заказчик), ФКП «Дирекция КЗС города Санкт-Петербург Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Уполномоченный орган) при проведении Единой комиссией ФКП «Дирекция КЗС города Санкт-Петербург Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Единая комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции наружных инженерных сетей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии, город Сергиев Посад, Московская область (номер извещения - 0572400000118000013) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно не установивших в порядке оценке заявок на участие в Конкурсе
(далее – Порядок оценки) Конкурсной документации нестоимостной критерий «Опыт участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru – 13.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – конкурс с ограниченным участием;
3) начальная (максимальная) цена контракта – 1 375 161 500,33 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 30.08.2018;

Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Порядке оценке Конкурсной документации неправомерно не установлен нестоимостной критерий «Опыт участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

Частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки «цена контракта», а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки «стоимость жизненного цикла».

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Кроме того, пунктом 11 Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель «Опыт участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.

В Конкурсной документации установлен следующий Порядок оценки:
1. Цена контракта – значимость критерия: 60 %.

2. Квалификация Участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – значимость критерия: 40 %
(далее – Критерий № 2)

Пунктом 1.3 технического задания Конкурсной документации установлено, в том числе, что объект закупки, на территории которого необходимо осуществить работы в рамках исполнения контракта, является объектом культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, что обуславливает особенности выполнения строительно-монтажных работ с учетом требований федерального закона от 29.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и проектной документацией, размещенной в ЕИС и получившей положительное заключение государственной экспертизы.

Вместе с тем, учитывая, что из пояснений представителей Уполномоченного органа, Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу об отсутствии осуществления строительных работ в рамках исполнения контракта, Комиссия приходит к выводу, что не установление Заказчиком, Уполномоченным органом в Порядке оценки Конкурсной документации критерия «Опыт участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» не соответствует требованиям Правил и Закона о контрактной системе.
Кроме того, Порядком оценки по показателю № 2.2 «Деловая репутация участника закупки» (далее – Показатель № 2.2) Критерия № 2, оценке подлежат сведения в отношении наличия у участника закупки положительных отзывов (благодарственных писем, рекомендательных писем, грамот) о ранее выполненных участником закупки государственных (муниципальных) контрактах (договорах) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, при этом баллы по вышеуказанному показателю присваиваются Единой комиссией следующим образом: «от 1 до 9 документов включительно – 30 баллов; от 10 до 19 документов включительно – 60 баллов; от 20 и более документов 100 баллов».

По мнению Комиссии, в установленном Заказчиком, Уполномоченным органом Порядке оценки по Показателю № 2.2 Критерия № 2 отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений по указанному показателю.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлен ненадлежащий Порядок оценки, что является нарушением части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2,   пунктом 2 части 22 статьи 99, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу РОО ОО «Стопкартель» обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3.  Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 13.08.2018 по делу № 18/44/105/1010 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.


ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 18/44/105/1010 об устранении нарушений
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

13.08.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) на основании решения Комиссии от 13.08.2018 по делу № 18/44/105/1010, принятого по итогам рассмотрения жалобы РОО ОО «Стопкартель» на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Заказчик),
ФКП «Дирекция КЗС города Санкт-Петербург Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Уполномоченный орган) при проведении Единой комиссией ФКП «Дирекция КЗС города Санкт-Петербург Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Единая комиссия) Заказчиком, Уполномоченным органом конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции наружных инженерных сетей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии, город Сергиев Посад, Московская область (номер извещения - 0572400000118000013)
(далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент)

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику, Единой комиссии, Уполномоченному органу вернуть участникам закупки ранее поданные ими заявки на участие в Конкурсе с уведомлением о прекращении действия указанных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе (при наличии заявок).

2. Заказчику, Уполномоченному органу не позднее 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания вернуть участникам закупки, подавшим заявки на участие в Конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.

3. Заказчику, Уполномоченному органу:
- привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 13.08.2018 по делу № 18/44/105/1010, а также разместить соответствующую документацию в ЕИС;
- назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и дату подведения итогов Конкурса, а также разместить в ЕИС информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС соответствующей Конкурсной документации до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе такой срок составлял не менее чем 10 рабочих дней.

4.     Заказчику, Единой комиссии, Уполномоченному органу осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 13.08.2018 по делу № 18/44/105/1010.

5. Заказчику, Единой комиссии, Уполномоченному органу комиссии в срок до 27.08.2018 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также по электронной почте eshieva@fas.gov.ru.

Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

Александр Кулаков, юрист, специалист в сфере закупок, активист Общероссийского Народного Фронта