Пол в шашечку. Как родилась концепция маникюрного салона «Одри Хорн»

В 2016 году в Петербурге на улице Жуковского появился новый салон маникюрных услуг. Спрятанный во дворе старинного дома, внимание к салону привлекала информационная вывеска «Одри Хорн». При входе гостей встречала та самая красавица брюнетка с волнующим взглядом  и очаровательной родинкой  –   соблазнительная героиня культового сериала «Твин Пикс». А вместе с ней – Ксения  - основательница салона и ее партнер Лидия.

Легко ли открыть бизнес в современных реалиях, с какими препятствиями сталкиваются молодые предприниматели, - об этом девушки рассказали порталу «Конкуренция и рынок».

Девчат,  давайте начнем с краткого экскурса в историю. Как ваш салон вышел на рынок маникюрных услуг?

Ксения: Это была совершенно спонтанная идея, но она достаточно быстро реализовалось. Первое время было достаточно много трудностей с наработкой клиентской базы и удержанием мастеров. Понятное дело,  нет клиентов – нет зарплаты. Вначале  приходилось работать по купонам, в то время  сервисы типа «KUPIKUPON» были довольно популярны.  Этого  хватало,  чтобы отбивать аренду и платить зарплату. Через 2 месяца работы таким образом, клиентская база начала расти.

 

То есть вы не из тех предпринимателей, которые свое хобби превратили  в бизнес. Тогда почему именно данный вид услуг?
Ксения: Да, действительно, к маникюру я не имела никакого отношения. Я просто  увидела востребованность этих услуг. На мой взгляд, это наиболее быстро окупающий себя бизнес.
Лидия: Еще стоит отметить, что это пролонгированная услуга. То есть ты делаешь маникюр с покрытием гель-лаком и, хочешь – не хочешь, через 2-3 недели придешь на коррекцию. Услуга востребованная, плюс ко всему на нее «подсаживаются».

Был ли изначальный бизнес-план или действовали по наитию?
Ксения: Конечно, какой-то бизнес-план был в голове, но я не могу сказать, что это качественная финансовая концепция, но определенным образом это работало.

Тяжело ли было идею воплотить в жизнь?
Ксения: Может быть, не все получилось сразу  как того хотелось в идеале, но открыться нам стоило не так уж и дорого. Многие предметы интерьера мы покупали с рук практически за бесценок, например, наш раритетный проигрыватель или бархатные кресла, которые просто шикарно вписались в нашу студию. Что-то из элементов декора приносили из дома. В результате получилось очень необычно  и стильно.

Как появилась концепция «Одри Хорн»?
Ксения: Я смотрела с той точки зрения, что я хочу сама для себя. Я понимала, что маникюрных салонов для меня, для моих друзей и людей, с которыми я  общаюсь, нет. Всюду  какие-нибудь розовые салоны из «Секса в большом городе». А мне хотелось приходить в место, где играет качественная музыка, царит соответствующая атмосфера. Что касается  концепции «Твин Пикс», она  появилась, когда я смотрела помещения для салона и в одном из них увидела пол в шашечку – знаменитую деталь из сериала. Я  так прикипела к тому помещению, но,  к сожалению, не получилось его снять. В общем, было много каких-то идей, но когда появился пол в шашечку, все сразу само достроилось.
Лидия: На самом деле, с точки зрения концепции получилось круто,  это востребовано как у молодой аудитории, так и у тех, кто постарше. К нам недавно приходила барышня, хирург, и она была приятно удивлена, что о «Твин Пикс» помнят и знают его героев. Изначально это была очень грамотная идея, несмотря на то, что Ксюша и не подозревала…
Ксения: Я подозревала, что выходит новый сезон «Твин Пикс» и появится снова спрос на эту тему.
Лидия: Конечно, когда такая большая конкуренция, должно быть уникальное торговое предложение. Помимо того, что у тебя хороший маникюр, должна быть еще какая-то изюминка.

Поговорим о конкуренции. На вашем рынке она очень развита и, помимо того, что приходится конкурировать с соседними салонами, услуги на дому тоже имеют определенный спрос. Тяжело ли не только держаться на плаву, но и зарабатывать?
Ксения: Я не воспринимаю мастеров на дому как конкурентов, на мой взгляд, это разные рынки. Человек, который ходит в салон, он будет ходить в салон. Все равно у людей есть сознательное или несознательное ощущение, что в салоне окажут более качественную услугу, клиент получает гарантию. У домашних мастеров таких гарантий нет, в том числе, что касается  стерилизации маникюрных принадлежностей.
Лидия: Согласна. Если клиенту что-то не нравится в салоне, он меняет салон, а не уходит к домашнему мастеру. И тут даже дело не в цене, дело в качестве. Плюс ко всему, все равно попадаешь в какой-то быт: в одной комнате муж в трусах, в другой  - свекровь варит борщ, в третьей – весь зверинец   и дети семеро по лавкам. Кто-то хочет это видеть, а кто-то нет. 

Сколько времени ушло на окупаемость салона?
Лидия: Через полгода мы стали работать в ноль. При переезде с Жуковского на Соляной переулок,7  в более просторное помещение ушло еще полгода, прежде чем мы окупились и начали немного зарабатывать. 

То есть лично вам прибыль сейчас салон не приносит?
Лидия: Если считать все по уму, по финансовой модели, как полагается, то нет. Хотя пару месяцев уже работаем в плюс.

Стоит ли выходить на рынок маникюрных услуг, не имея другого источника дохода или какого-то финансового бэкграунда.
Лидия: Нет. Нужно время на окупаемость, так что имейте в виду, что первые полгода придется есть крафт пакеты, то есть вы будете балансировать на гране нуля и минуса, если, конечно, не сперли у кого-нибудь клиентскую базу.  Мы до этого не додумались.

Получается, что   на рынок пришли  дилетанты – не бизнесмены, не мастера маникюра. Трудно ли было?
Ксения: Я как слепой котенок все делала. В помощь только Google. Читала маникюрные паблики, советовалась с мастерами. Конечно, такие места лучше открывать тем, кто в теме, кто сам занимается маникюром.
Лидия: Нам доставляет определенный дискомфорт то, что мы сами не мастера. Бывает, договариваешься с мастером, который выходит на стажировку, делаешь полную запись под него, а он не приходит. Такое с женщинами случается. И ты понимаешь, что сам заменить его не можешь, а постоянные мастера, которые давно работают, ушли на заслуженные выходные.

Каждая ошибка мастера стоит клиента. Как подбираете  сотрудников?
Ксения: Долгое время мы пытались работать на доверительных отношениях, но,  к сожалению, так не выходит. Очень часто мастера просто не выходили на работу, ссылаясь на легкое недомогание или просто на усталость.  Мы теряли большие деньги. Проблему мы решили так: если раньше платили день в день, то сейчас мы выплачиваем заработную плату за предыдущий день. И знаете, теперь ничего ни у кого не болит. Так же и качество контролируем: за свою некачественную работу платят сами мастера.
Лидия: Как только мы ввели финансовую ответственность мастера, то есть если работа возвращается по его вине,  а это  всегда видно, то      ее переделывает другой мастер студии, но за счет мастера, допустившего ошибку. Примечательно, что качество повысилось в разы!

Сейчас, по прошествии двух лет работы, какие выводы сделали для себя?
Лидия: Самая большая проблема, я понимаю это сейчас, это психология наемного работника. Ответственность сотрудника минимальная. Это не их   деньги, это деньги начальника и он несет конечную ответственность.  Для нас это первый опыт руководить людьми и это не просто.  Мы сами набиваем себе шишки. Как только нам кажется, что все устаканилось, и мы пытаемся выйти на новый уровень, как какой-нибудь мастер говорит, что он решил сменить сферу деятельности.  А мы полностью зависим от мастеров, у нас клиенты приходят к конкретному мастеру. 
Ксения: Мне кажется, самая большая проблема в бизнесе – это стресс. В нашем - это работа в женском коллективе,   зависимость от сотрудников. 

Что вы предлагаете своим сотрудникам, как мотивируете?
Ксения: Мы очень лояльные руководители. Мы всегда прислушиваемся к пожеланиям сотрудников. Что касается мотивации, - у  мастера маникюра дальнейшее развитие – это открытие своей студии. Если человек думает об этом – это плохо для нас, мы теряем мастера, к тому же, скорее всего человек уйдет и заберет клиентскую базу, как это однажды случилось с нами.  То есть амбициозные сотрудники – это плохо, но сотрудники без амбиций – еще хуже. И сложно понять, какая должна быть мотивация. Наверное, стабильность. Также мы выделяем какие-то средства на обучение мастеров, на повышение их квалификации. Не многие салоны так делают. Плюс у нас есть мастер, который обучает за наш счет новых сотрудников. Есть возможность стать топ-мастером, мы вводим сейчас эту позицию.

Сейчас вы можете сказать, что ваш салон востребован?
Лидия: Да. Проходимость хорошая.

Как продвигаете свой салон? На каких площадках и какие рекламные кампании вы проводите?
Лидия: В основном это соц.сети. На рекламу у нас уходит 15-20 процентов от оборота. На другое не видим смысла тратить деньги, так как все забито сетевыми салонами, у которых очень большие бюджеты и конкурировать с ними бессмысленно. Все эти годы мы продвигаемся в основном с помощью Инстаграм, ну и еще плюс кросс промо. Стараемся налаживать отношения с какими-то площадками, у которых смежная с нами аудитория. Например, гостям определенного кафе предлагается какая-то скидка на наши услуги и наоборот. Поскольку с гостями у нас личный контакт  (при оплате, при встрече),  им приятно, когда даешь какие-то дополнительные бонусы: на скидку кофе, на ужин, аксессуар или бокал игристого в подарок.

Как-то расширять спектр услуг планируете?
Ксения: У нас есть педикюр и броу-бар. А вообще, мне кажется, сейчас в тренде специализированные  салоны - моноуслуга. И это считается,  быть может, справедливо, каким-то индексом качества.
Лидия: Планы есть, хотим открыть новые точки, так как у одной точки ограничен ресурс и в метраже и в локации. Понятное дело,  девушки, стараются выбирать, что поближе к дому или работе. Есть, конечно, такие, кто готов ездить сюда с Приморского района.

Не себя ли имеешь в виду?
Лидия: Не только я, есть еще клиенты! Для них, конечно, это боль, он они знают, что маникюр – единственная стабильная вещь в их жизни: раз в две недели  они приезжают к нам в центр потусоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саша Колесникова