У Томского УФАС России возникли вопросы к ФСИН

В конце января 2018 г. антимонопольное управление возбудило дело по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России.

Из обстоятельств дела: в октябре 2017 года в Томское УФАС России через Уполномоченного по правам человека поступило обращение гражданина о нарушении ФКУ «Следственный изолятор-1» УФСИН России антимонопольного законодательства, выразившемся в установлении магазином следственного изолятора высоких цен на почтовые марки, продукты питания, табачные изделия и иные не продовольственные товары.

Рассматривая обращение, антимонопольный орган установил, что реализацию продуктов питания и промышленных товаров для лиц, находящихся в ФКУ СИЗО-1, ЛИУ-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4, СИЗО-2, Томская ВК УФСИН России осуществляет ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России.

Согласно договору от 2017 г. между ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» и ООО «Бас-Тон», ФГУП по поручению ООО от своего имени, за вознаграждение реализует товары через магазины, расположенные при исправительных учреждениях ФСИН России на территории области.

До реорганизации ФГУП «Управление торговли ГУФСИН» действовал договор комиссии от 2014 г., заключенный между ФГУП «Управление торговли ГУФСИН» и ООО «Бас-Тон», согласно которому ФГУП по поручению ООО «Бас-Тон» от своего имени, но за счет ООО «Бас-Тон», за вознаграждение  реализовывало товары ООО «Бас-Тон» через магазины, расположенные при исправительных учреждениях УФСИН России по Томской области.

Анализ содержания указанных договоров показал, что размер комиссионного вознаграждения ФГУП в договоре от 2017 г. значительно возрос (в несколько раз) в сравнении с договором от 2014 года.

При этом, ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России по магазинам, расположенным на территориях исправительных учреждений,  несет расходы (возмещение затрат) лишь по оплате учреждениями электроэнергии, тепловой энергии, холодной и горячей воды, водоотведения и вывоза твердых бытовых отходов в той части, которую предприятие использует при пользовании нежилых помещений. Расходы, необходимые для реализации товара, и их изменение в рассматриваемый период, не соответствуют изменению цены товара.

За период с 01.07.2017 по 16.10.2017 розничная цена на отдельные виды прод.товаров, реализуемых в магазинах на территории следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и исправительных учреждений, находилась на уровне на 32% – 132% превышающем розничные цены, установленные в торговых сетях, осуществляющих реализацию аналогичных товаров на территории Томской области. На непрод.товары уровень розничных цен в исправительных учреждениях достигал величин на 39% – 102% превышающих цены торговых сетей.

В указанных действиях ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России антимонопольный орган усмотрел признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке реализации товара, характеризующемся низкой конкуренцией, выразившемся в установлении и поддержании монопольно высоких цен на товары, что запрещено в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссия Томского УФАС России приступит к рассмотрению и оценке всех обстоятельств данного дела 15 февраля 2018 года.