Насильно мил не будешь: Ленавтодор отделался от неугодного подрядчика

ООО «СевЗапДор» внесено в реестр недобросовестных поставщиков. Поводом для данных мер стал  срыв графика выполнения работ по нанесению дорожной разметки в Волховском, Кировском и Киришском районах Ленинградской области. Контракт, который и так достался компании с трудом, теперь расторгнут. Вот только по чьей инициативе – заказчика или исполнителя -  придется выяснять в суде.

Контракт через жалобу в УФАС

Отношения ООО «СевЗапДор» с ГКУ «Ленавтодор»  не задались  как будто  с самого начала. Успех на городских дорогах – компания известна своими подрядами у петербургской Дирекции транспортного строительства (ДТС), не впечатлил областное дорожное ведомство. Бороться за контракты приходилось с помощью жалоб в УФАС. По данным областной антимонопольной  службы, в этом году компания обжаловала 9 аукционов.  Практически все жалобы признаны необоснованными. Но все же один контракт стоимостью 91,5 миллионов рублей получить удалось. Подрядчику было доверено нанести дорожную разметку в Волховском, Кировском и Киришском районах.
Контракт, о котором идет речь,  был заключен 21 мая 2018 года. На его исполнение отводилось 80 дней со дня подписания. Таким образом, все работы должны были завершиться 8 августа. Однако спустя 1,5 месяца после подписания контракта ООО «СевЗапДор» так  и не преступило к работам. А между тем, на ряде объектов («Волхов –Кисельня - Черноушево», «Подъезд к садоводству Пупышево»)  сроки выполнения обязательств, предусмотренные календарным графиком, истекли.
На этом претензии заказчика не исчерпывались. Вплоть до принятия решения о расторжении контракта, СевЗапДор не предоставил Ленавтодору детализованный график выполнения работ. Отведенное на нанесение разметки время, СевЗапДор потратил  на прения  по поводу возможности замены одного товара на другой. Ленавтодор, который, в свою очередь, без восторга стал сотрудничать с данной компанией, замену не согласовал. Мол, какой товар предложили, такой и извольте поставить. Тем более что возможность поставить именно этот товар СевЗапДор добился через УФАС, признавшего ранее незаконным отклонение компании от участии в аукционе.  
Спорным товаром стали микростеклошарики. Аукционная комиссия установила недостоверность в представленных ООО «СевЗапДор» сведениях относительно товарного знака предприятия-изготовителя изделия. Комиссия антимонопольной службы недостоверность не подтвердила. Однако на этапе исполнения работ нужного товара у СевЗапДор не оказалось. В чем была сложность изначально заявить товар иного производителя с характеристиками, требуемыми заказчиком – остается только догадываться. Можно предположить, что подрядчик заинтересован в использовании  товара компании-партнера, которой, вероятно, является   АБЗ №1.

Игра на опережение

Предвидя, что скоро терпение Ленавтодора иссякнет и дабы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков, ООО «СевЗапДор» решило разорвать договорные обязательства по собственной инициативе. Получилось весьма кстати, -  на следующий день 10 июля свое уведомление об одностороннем расторжении контракта в адрес исполнителя  направил Ленавтодор. Подтверждением тому, что письмо доставлено до адресата стал иск о признании недействительным решение Заказчика об одностороннем расторжении контракта, полученный ведомством  24 июля.  Ленавтодор посчитал, что данный факт в полной мере доказывает надлежащее уведомление подрядчика и с чистой совестью расторг контракт 3 августа, направив в Ленинградское УФАС заявление о включении сведений об ООО «СевЗапДор» в РНП. Антимонопольщики заявление Ленавтодор удовлетворили.

Алексей Журавлев – заместитель руководителя Ленинградского УФАС России: «Подрядчик был знаком с условиями контракта и последствиями за их нарушение. Гражданский кодекс предусматривает право заказчика отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков, если подрядчик не приступил своевременно к выполнению обязательств или работы выполняются настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным».

Судебные тяжбы 

Впрочем, в этой истории самое интересное еще впереди. Вместе с иском о признании недействительным решение ГКУ «Ленавтодор» о расторжении контракта, ООО «СевЗапДор» ходатайствовало о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия указанного решения до вступления в силу судебного акта,  а также в виде запрета ЗАО «Промсвязьбанк» производить выплаты по банковской гарантии, предъявленной  истцом в качестве обеспечения спорного контракта.  Суд ходатайство в первой части удовлетворил. Но, очевидно,  на антимонопольщиков сей факт не возымел действия. Как пояснил заместитель руководителя Ленинградского УФАС России Алексей Журавлев, у комиссии не было оснований оставлять заявление ГКУ «Ленавтодор» без рассмотрения и откладывать дело до вступления в силу решения суда.

«Закон о контрактной системе, в отличие от 135-ФЗ не содержит оснований для приостановления дела. Т.е. если нам поступило обращение, мы должны принять какое-то решение в день его рассмотрения. В данном случае – включить или не включить сведения об ООО «СевЗапДор» в РНП». 

ООО «СевЗапДор» с решением антимонопольщиков категорически не согласно.

Виктор Голов – исполнительный директор ООО «СевЗапДор»: «Несмотря на многочисленные попытки, заказчик не согласовывал с нами проект производства работ, поэтому выйти на объекты у нас, в принципе, не было возможности. Эту позицию мы будем отстаивать в суде. Что касается решения УФАС, на наш взгляд, оно противоречит нормам гражданского кодекса, и  мы намерены его обжаловать, как только оно будет изготовлено и размещено в ЕИС. У УФАС есть на это 3 рабочих дня, то есть решение должно появиться 22 августа».

Примечательно посмотреть на представителей ООО «СевЗапДор». Бороться за контракты и отстаивать интересы в суде помогает юридическая фирма, хорошо знакомая Комитету госзаказа Ленинградской области - «Юарайт».  Вот только если раньше претензии юристов были обоснованными и, надо отдать должное, на основании их жалоб сформировалась судебная практика, то теперь почти  каждая жалоба в УФАС признается необоснованной и  лишь  затягивает сроки проведения закупок.
В текущем сезоне жалобой в УФАС был приостановлен 106-миллионый  аукцион  на ремонт проблемной  трассы "Новогород-Луга". Юристы этой же компании затормозили закупку на ремонт дороги Сосновый Бор – Глобицы стоимостью 92 миллиона, реконструкцию Копорского шоссе за 69,5 миллионов, ремонт дороги  «Ропша-Оржицы» и еще ряд дорожных аукционов.
По данным Спарк-Интерфакс, с октября 2017 года единственным    учредителем ООО «Юарайт» является Денис Евдокимов. Он же с сентября прошлого года занимает пост генерального директора фирмы.
Итак, споры между заказчиком,  ООО «СевЗапДор» и антимонопольной службой переходят  в судебную плоскость.   Первое заседание суда назначено на 15 октября 2018 года.

 

Саша Колесникова