Модернизация системы госзакупок: о предложениях ФАС, упрощающих работу

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдвинула ряд предложений по дальнейшему реформированию законодательства о госзакупках. Основная идея направлена на устранение излишне сложных процедур, возникающих в процессе госзакупки между заказчиками и поставщиками. А именно, оптимизировать усложненную практику двухэтапного конкурса, так как она противоречит основному принципу системы госзаказа - неограниченной конкуренции участников. Если торги сорвались, то госзаказчик сможет заключить контракт с единственным поставщиком на условиях документации о торгах.

Также, необходимость в реформе была вызвана «жалобами» губернаторов президенту и чиновникам во время заседания Госсовета в Ялте, посвященного реализации нацпроектов о том, что контрактная система (ФЗ N44) значительно задерживает по срокам осуществление любого капитального проекта. Так прокомментировал эту проблему первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов: «Контрактная система сложна и недостаточна гибка и, чтобы реализовать национальные проекты, ее нужно донастроить».

Как результат, ФАС предприняла попытки разработки концепции реформы, которой еще только предстоит практическое воплощение, так как она должна будет пройти этап корректировки и согласования с Минфином и Федеральным казначейством в ближайшем будущем.

Ведомства готовят полный пакет упрощенной контрактной системы, что включает в себя разрешение компаниям на обжалование решения госзаказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке. Такое «рискованное» расторжение грозит как потерей контракта, так и обеспечения по нему, вне зависимости от того, исправно ли компания исполняла контракт. Более того, она автоматически заносится в реестр недобросовестных поставщиков. Судебный процесс при разбирательствах за репутацию и потерянные денежные средства может затянуться до более полутора лет. Во избежание этих последствий, ФАС рекомендует позволять госзаказчику расторгать контракт только в ситуации, когда поставщик недобросовестно исполнял свои обязанности по контракту.

Также ФАС видит развитие Единой информационной системы (ЕИС) как один из возможных вариантов, которые ведут к усиленному контролю центрального аппарата, территориальных органов за взаимоотношениями между заказчиками и поставщиками. Прозрачность «отношений» может быть соблюдена только в случае, если: направление жалоб и уведомлений всем заинтересованным лицам будет производиться только через ЕИС; вся претензионная и иная официальная переписка между заказчиком и поставщиком должна будет проходить в ЕИС. А главное, ЕИС допустит дистанционное рассмотрение жалоб, которое позволит не приезжать поставщикам из отдаленных регионов. За жалобы, признанные необоснованными (что в настоящем времени насчитывает 60% от их общего числа), служба предлагает ввести госпошлину, что, по ее мнению, убережет заказчиков от “профессиональных жалобщиков”.

ФАС рассматривает увеличение потолка начальной цены «коротких» аукционов с 3 млн до 50 млн руб. Также, для исключения какой-либо возможности сговоров на торгах и упрощения процесса подачи заявок участниками, будет достаточно направление “cсогласия” c обеих сторон на условия контракта, что должно заменить заполнение запутанных и трудоемких заявок. В отношении средних и крупных торгов служба предлагает ввести репутационную предквалификацию, «...чтобы размер обеспечения заявки и контракта зависел от рейтинга поставщика. Хорошая репутация должна быть бизнес-активом, которым поставщик будет дорожить» (замглавы ФАС Михаил Евраев).

lgls.ru