Команда «ФАС» теперь не для всех

Сегодня получило официальное подтверждение информация о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) больше не принимает жалобы от активистов и общественников по некоторым видам государственных закупок. Как сообщает издание «Ведомости», речь идет о тех бюджетных заказах, которые могут выполнить только сертифицированные подрядчики – члены саморегулируемых организаций (строительство, реконструкция и т.д.). Кроме того, сторонние жалобщики теперь не смогут оспорить большую часть закупок, осуществляемых естественными монополиями. По новым правилам антимонопольного ведомства, во всех этих случаях жаловаться на процедуру и результаты торгов могут только их непосредственные участники.

Понятно, что в случае классического картельного сговора, когда производится «распил» бюджетных средств, недовольных участников торгов, как правило, не бывает: на то он и сговор! Указать на нарушения в этом случае могут только активисты – такие, как нижегородец Александр Кулаков, участник проекта «За честные закупки» ОНФ. О том, что его поле деятельности серьезно сужается, Кулаков заявил еще две недели назад, задолго до официального подтверждения этих сведений ФАСом.

Александр Кулаков, эксперт в сфере госзакупок (пост в Фейсбуке):

«Здорово! Участники торгов не хотят подавать жалобы, вступая в картельные сговоры, иные сговоры с заказчиком, который “заточил” документацию под определенного участника или опасаясь за отказ заказчика заключать с ними договор, а общественники, эксперты, активисты ОНФ и проекта “ЗА честные закупки” выявляющие такие нарушения и радеющие за Россию, борющиеся за предотвращение хищений бюджетных средств, снятие искусственных барьеров и устранение “заточек” в документации, теперь даже подать жалобу не могут…

Экономия в закупках по 44-ФЗ была в 5 раз больше, чем по 223-ФЗ и составляла, примерно 7,6% в т.ч. из-за общественного контроля, а по 223-ФЗ только 1,6%. Одна из причин в том, что по 223 -ФЗ практически все закупки были у единственного поставщика и с многочисленными нарушениями, которые госкомпании никак не хотели устранять».

По мнению Александра Кулакова, если бы общественный контроль за гозакупками по 223-ФЗ был поставлен должным образом, ежегодно удалось бы сэкономить минимум 1,7 трлн денежных  средств госкомпаний и госкорпораций, субъектов естественных монополий, прочих государственных и муниципальных организаций. Сейчас этот контроль станет еще слабее – и это при том, что не так давно сам глава ФАС Артемьев заявлял об «имитации торгов» в 95% случаев госзакупок!

Не будем далеко ходить за примерами – вот лишь несколько недавних жалоб того же Александра Кулакова, которые сегодня подать уже не удалось бы.

Май 2017 года. Кулаков пишет заявление в ФАС, подозревая в сговоре организаторов и участников торгов на право ремонта улиц Нижнего Новгорода. Сумма бюджетных средств по всем лотам госзакупок превысила 2 млрд рублей. О том, что эта операция по распределению федеральных денег шита белыми нитками, писал и «Нижний сейчас» непосредственно в момент подведения итогов этого, с позволения сказать, «конкурса».

Июнь 2017 года. Еще одно заявление Кулакова в антимонопольное ведомство – на сей раз о нарушениях в условиях подачи заявок на реконструкцию Нижневолжской набережной. Чуть позже эксперт выявляет еще более вопиющий факт: руководители обеих организаций-участниц этого конкурса знали друг друга и вели совместные финансовые дела – стоит ли удивляться тому, что одна из организаций вдруг снялась еще до аукциона, и 400 с лишним миллионов бюджетных денег ушли единственному участнику без всякой конкуренции! «Классика распила»!

Июнь 2017 года. Очередная жалоба Кулакова – и снова о мутном распределении бюджетных денег на строительство. Активист подозревает правительство области в организации «фиктивной концессии» на строительства двух ФОКов в Тоншаевском и Воскресенском районах. Цена вопроса – почти 1 млрд рублей.

Повторимся – во всех этих случаях эксперт ОНФ не являлся и не мог являться участником торгов, поскольку речь шла о строительных контрактах. Теперь, по новым правилам ФАС, общественники и вовсе устраняются от процедуры контроля в этих сферах.

Примечательно, что в Нижегородском УФАСе поначалу не смогли подтвердить худшие опасения  Александра Кулакова, ссылаясь на отсутствие каких-либо официальных циркуляров из Москвы.

То есть УФАС и прежде не рассматривал по существу обращения активиста о нарушениях по 223-ФЗ. Но теперь – и повторим это в третий раз! – отказ станет нормой (причем в самых финансово ёмких сферах), согласно позиции федерального руководства ФАС.

С чем же связано желание антимонопольщиков снизить число контролеров? Можно предположить, что ФАС просто «зашивается» в объемах поступающих заявлений. Но тогда это – тревожный сигнал о неизлечимых проблемах всей сферы госзакупок, но никак не повод устранять активных граждан от контроля!

Вот еще одна версия, близкая к конспирологической. ФАС – наименее ангажированная структура, поэтому в последнее время используется политической оппозицией как орган, позволяющий бороться… с админресурсом на выборах! Действительно, зачастую региональные власти маскируют предвыборные дотации под контракты на поставку неких услуг, но маскировка получается не очень тщательной, и это – повод включиться специалистам ФАС. Представители организации «Трансперенси Интернешнл» рекомендуют региональным оппозиционерам чаще обращаться к услугам ФАС, раз уж суды не помогают. Но даже в этой организации пока не очень верят в политическое давление на антимонопольное ведомство.

Итак, если дело не в политике – тогда получается, что антимонопольные органы, декларируя готовность биться с картельщиками не на жизнь, а на смерть, просто «не справились с атакой»? Это означает, что теперь в сфере госзакупок появляются неприкасаемые игроки, которым будет позволено «пилить» до самозабвения.

Александр Пичугин, nn-now.ru

еще на эту тему http://konkir.ru/articles/goszakupki/fas-otvetila-chto-ne-prekratila-pri...