ФАС России признала обоснованной жалобу РОО ОО «СТОПкартель» на действия ФКУ «Управление автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства»

08 июня 2018 года ФАС России признала обоснованной жалобу РОО ОО «СТОПкартель» на действия ФКУ «Управление автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» (далее – Заказчик) при проведении АО «РАД» (далее – Оператор электронной площадки), аукционной комиссией  ФКУ «Управление автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» (далее – Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа подъезд к городам Ижевск и Пермь на участке км 342+900 - км 477+644, Р-242 Пермь – Екатеринбург на участке км 8+550 - км 160+036, Пермский край (номер извещения - 0315100000318000106) (далее – Аукцион).

В ходе проверки было выявлено:
1.  По ряду пунктов технической части документации об Аукционе установлены в том числе, следующие требования к товарам, так, например: по позиции № 23 «Щебень, тип 2» - «Содержание зерен слабых пород должно быть не более 10 % по массе», «Значение полного остатка на сите с размером ячейки равным наибольшему номинальному размеру зерна должно быть не менее 0 % и не более 10 % по массе»; по позиции № 26 «Краска, тип 1»: «Массовая доля пленкообразующего вещества не должна быть менее 30 %», «Степень перетира не должна быть более 40 МкВ»; по позиции № 27 «Лак, тип 1»: «Минимальная массовая доля нелетучих веществ не должно быть менее или равно 3,59 %», «Рекомендуемая толщина одного слоя: Нижняя граница диапазона должна не быть более 5 (пяти целых) мкм, а верхняя граница диапазона должна не быть менее 15 (пятнадцати целых) мкм»; по позиции № 30 «Смесь, тип 2»: «Остаточная пористость не должна не быть не более 2,5 (двух целых пяти десятых) %», «Максимальная пористость минеральной части не должна быть более 22 (двадцати двух целых) %».

Документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. 22.05.2018 Заказчиком в ЕИС размещены изменения в документацию об Аукционе, согласно которым, в том числе, перечень товаров, в отношении которых участникам необходимо представить конкретные показатели в составе заявки на участие в Аукционе, содержится в приложении № 3 к техническому заданию документации об Аукционе. Вместе с тем, файл с вышеуказанным названием Заказчиком в ЕИС не размещен. Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в ЕИС размещено 2 файла, содержащих требования в отношении предоставления участником в составе заявки конкретных показателей, которые различны по содержанию, в частности, файл «Глава V.

Требования к материалам, используемым при оказании услуг», содержащий 72 позиции, и файл «Приложение к главе V. Требования к материалам, используемым при оказании услуг», содержащий 587 позиций товаров. Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанное разночтение установлено Заказчиком в связи с технической ошибкой.

На основании изложенного и учитывая, что на участие в Аукционе не подано ни одной заявки, Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Пунктом 385 файла «Приложение к главе V. Требования к материалам, используемым при выполнении работ» документации об Аукционе к товару «Изделие, тип 6» установлены, в том числе следующие требования к диаметру: «Значение должно быть менее 2,2 (двух целых двух десятых) мм и при этом значение не должно быть равно 2,2 (двух целых двух десятых) мм и должно не быть менее 2,2 (двух целых двух десятых) мм».
Пунктом 519 файла «Приложение к главе V. Требования к материалам, используемым при выполнении работ» документации об Аукционе к товару «Сталь, тип 22» установлены, в том числе следующие требования: «Значение толщины стенки не должно быть менее 9 (девяти целых) мм и не должно быть равно 9 (девяти целых) мм и при этом значение не должно быть более 9 (девяти целых) мм и не должно быть равно 9 (девяти целых) мм».
Согласно Инструкции, в случае если в выражении имеется более одной частицы «не», то каждая из них обозначает отдельное отрицание и между ними действует правило двойного отрицания (Двойное отрицание утверждения, эквивалентно утверждению без отрицаний).

На основании вышеизложенного, участникам закупки по товарам 385 «Изделие, тип 6» и 519 «Сталь, тип 22» не представляется возможным дать конкретные значения вышеуказанных показателей, которые будут соответствовать требованиям, установленным в документации об Аукционе, поскольку Заказчиком изначально ненадлежащим образом установлены требования к конкретным показателям по указанным товарам (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Кроме того, в ряде пунктов, например, пункты 12, 13, 201, 345, 354 файла ««Приложение к главе V. Требования к материалам, используемым при выполнении работ» документации об Аукционе установлены требования к типу световозвращающей пленки, которая может быть: «Тип А или Б или В». 

Пунктом 21.2. технического задания документации об Аукционе установлено, что заменяемые дорожные знаки 1.22, 1.23, 5.19.2, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 1.34.1, 1.34.2, 1.34.3 изготавливаются с применением пленки типа В. Прочие дорожные знаки должны иметь оптическую систему из микропризм, соответствующую пленке типа Б.

Также в пунктах 130 «Ограждение тип 5» и 297 «Ограждение тип 8» файла «Требования к материалам, используемым при выполнении работ» документации об Аукционе установлены требования к методу нанесения цинкового покрытия: «должно быть холодное цинкование или должно быть горячее цинкование».

Пунктом 21.2. технического задания документации об Аукционе установлено, что все элементы ограждения должны быть выполнены с цинковым покрытием методом «горячего» цинкования.

На основании изложенного, что вышеуказанные разночтения по ряду показателей, установленные Заказчиком в документации об Аукционе, вводят участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Кроме того установлено, что ряд ГОСТ, которым, в соответствии с требованиями об Аукционе должны соответствовать товары, предлагаемые участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе, которые утратили силу на территории Российской Федерации, так, например: ГОСТ Р 52627-2006 утратил силу с 01.01.2013 и заменен на ГОСТ Р ИСО 898-1-2011; ГОСТ 19903-74 утратил силу с 01.09.2016 и заменен на ГОСТ 19903-2015 (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

На основании изложенного, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, требования к показателям товаров, которые необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе, а также Инструкция, которая не позволяет однозначно установить порядок заполнения заявки на участие в Аукционе, порядок предоставления сведений в отношении показателей товаров, предусмотренных техническим заданием документации об Аукционе, а также может быть применена Аукционной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки, что, в свою очередь, не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По итогам рассмотрения жалобы, Уполномоченному органу, Заказчику, Оператору электронной площадки выдано предписание по делу № 18/44/105/641 отменить протоколы, составленные в ходе осуществления закупки, устранить допущенные нарушения и привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 08.06.2018 по делу №18/44/105/641 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) в срок до 22.06.2018 года.

Александр Кулаков