ФАС России по обращению активистов ОНФ выявила излишние установленные требования к описанию закупки на 5,7 млрд

27 декабря 2017 года ФАС России по обращению активистов ОНФ выявила излишние установленные Департаментом информационных технологий города Москвы требования к описанию участниками закупки своих заявок на участие в двух Аукционах на поставку программно-технических средств для образовательных организаций города Москвы на сумму 5 711 723 334 рубля  (извещение о закупке №0173200001417001391) и 2 213 249 922 рубля (извещение о закупке №0173200001417001392).

Помимо конкретных показателей товаров, предлагаемых к поставке, заказчик требовал от участников торгов сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно излишние требования к характеристикам ряда товаров, которые необходимо предоставить в составе заявок, в том числе, требования к конкретным показателям материалов, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Так, например, заказчик установил требование по позиции 10 «Специализированное интерактивное устройство»: «твердость защитного стекла по шкале Мооса ≥ 7 единиц; динамический коэффициент трения скольжения защитного стекла (для пары палец-стекло при измерении в условиях чистых и сухих поверхностей) ≥ 7; задержка сенсора касания экрана при одиночном касании (интервал времени между фактическим касанием экрана и поступлением данных о касании в операционную систему) ≤ 20 мс; задержка сенсора касания экрана при движении объекта по экрану (интервал времени между фактическим изменением координат объекта при движении по экрану и поступлением данных об изменении координат объекта в операционную систему) ≤ 15 мс» и другие.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчику предписано до 17 января 2018 года устранить допущенные нарушения (см. решение и предписание ФАС России по делу № К–1803/17 и по делу № К–1802/17.

Александр Кулаков, юрист, специалист в сфере закупок, активист Общероссийского Народного Фронта.