Для участников госзакупок

ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ГОСЗАКУПОК
Решение ФАС России от 29.04.2019 по делу N 19/44/99/235

Краткая фабула: В объект закупки входили среди прочего услуги, которые включены в аукционный перечень. Заказчик пояснил, что данные услуги необходимы для исполнения основных обязательств и составляют всего около 3% от НМЦК.

ФАС решила, что заказчик действовал правомерно.
Обращаем внимание, что в судебной практике есть другой подход: нельзя проводить конкурс, если часть услуг (работ) включена в аукционный перечень, поскольку это приводит к ограничению конкуренции.

Вероятно, для всеобщего спокойствия лучше в таких ситуациях проводить аукционы.
Обстоятельства: В антимонопольный орган поступило обращение. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно выбравшего способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо проведения электронного аукциона, поскольку объектом закупки является, в том числе, оказание услуг связи, включенных в перечень товаров, работ, услуг, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р (далее - Перечень), в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
Решение: 1) Довод заявителя признан не нашедшим своего подтверждения, так как услуги связи не являются самостоятельным объектом закупки и требуются исключительно для исполнения подрядчиком обязательств по обеспечению передачи сведений Федеральной службы по труду и занятости на виртуальные серверы, стоимость услуг составляет около 3 процентов от начальной (максимальной) цены контракта; 2) В действиях заказчика выявлены нарушения ч. 3 ст. 14, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.


1. Номер закупки 0173100008519000022
1.1. Способ закупки.
* Электронный аукцион
* Открытый конкурс
* Открытый конкурс с ограниченным участием
* Открытый запрос предложений в электронном виде
* Закупка у единственного поставщика
* Запрос котировок в электронной форме
2. Предмет закупки.
* строительство, реконструкция, ремонт капитальный и текущий объектов капитального строительства
* дороги строительство, реконструкция, ремонт капитальный и текущий
* поставка товаров для системы здравоохранения
* поставка продуктов питания
* реставрация
* техническое обслуживание
* поставка иных товаров
* иное
3. Орган, рассматривающий жалобу.
* ФАС России
* УФАС по г. Москве
* УФАС по Московской области
* УФАС по г. Санкт-Петербургу
* УФАС по Ленинградской области
4. Содержание жалобы:
* описание объекта закупки
* выбор способа закупки
* размещение информации по закупке не в полном объеме
* инструкция по заполнению заявок
* условия допуска к закупке
* ограничение количества участников путем объединения
* порядок оценки
* отказ в допуске
* необоснованный допуск
* ограничение возможности ознакомления с документацией
* отказ от заключения контракта
* действия оператора электронной площадки
* нарушение запрета на поставку товаров, происходящих из иностранных государств
* иное
5. Результат рассмотрения жалоб:
- необоснована
- необоснована, выдано предписание
- обоснована или частично обоснована, выдано предписание 
- есть нарушение, предписание не выдавать

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2019 г. по делу N 19/44/99/235
О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.04.2019 N 443/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, рассмотрев обращение ПАО "М" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федеральной службы по труду и занятости (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Федеральной службы по труду и занятости (далее - Конкурсная комиссия), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта по оказанию услуг по предоставлению виртуальных вычислительных мощностей (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100008519000022) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.04.2019 N 443/19, установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказником, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно выбравшего способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо проведения электронного аукциона, поскольку объектом закупки является, в том числе, оказание услуг связи, включенных в перечень товаров, работ, услуг, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р (далее - Перечень), в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

В соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
26.04.2019 до момента рассмотрения жалобы Заявителя по существу в Комиссию поступил отзыв жалобы Заявителя в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, который принят Комиссией.

В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки 26.04.2019 Комиссией объявлен перерыв, заседание продолжилось 29.04.2019.

В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в ЕИС - 29.03.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 30 000 000 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 15004010730590019242;
5) дата окончания срока подачи заявок - 24.04.2019;
6) дата подачи окончательных ценовых предложений - 29.04.2019.
7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 30.04.2019.

1. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо проведения электронного аукциона, поскольку объектом закупки является, в том числе, оказание услуг связи, включенных в Перечень, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р утвержден Перечень, включающий код ОКПД 2 N 61 "Услуги телекоммуникационные".
В соответствии с техническим заданием Конкурсной документации в рамках исполнения государственного контракта необходимо, в том числе, оказать услуги по предоставлению виртуальных серверов, обеспечению функционирования базовой инфраструктуры, в том числе, безлимитным каналом в Интернет с гарантированной полосой пропускания не менее 200 Мбит/с.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что вышеуказанные услуги функционально связаны и исполнение государственного контракта по предоставлению вычислительных мощностей без обеспечения безлимитным каналом в Интернет не представляется возможным.

На заседании Комиссии представители Заказчика также пояснили, что Заказчиком при размещении закупки указан код ОКПД2 N 62.09.20.190, не включенный в Перечень, при этом, "Услуги по предоставлению и обеспечению функционирования базовой инфраструктуры. Безлимитный канал в Интернет с гарантированной полосой пропускания не менее 200 Мбит/с" не являются самостоятельным объектом закупки, составляет около 3% от начальной (максимальной) цены контракта и требуются исключительно в рамках исполнения подрядчиком обязательств по обеспечению передачи сведений Федеральной службы по труду и занятости на виртуальные серверы.

На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель явку представителей на заседании Комиссии не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактный системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).

Согласно части 11 статьи 54.7 Закона о контрактный системе не позднее следующего рабочего дня после дня получения от оператора электронной площадки протокола подачи окончательных предложений, указанного в части 7 статьи 54.6 Закона о контрактный системе, конкурсная комиссия на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащихся в протоколах, указанных в части 6 статьи 54.5 Закона о контрактной системе и части 7 статьи 54.7 Закона о контрактный системе, присваивает каждой заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Приложением N 1 к Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1. Цена государственного контракта - значимость критерия 30%;
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 70% (далее - Критерий N 1).

В соответствии с Конкурсной документацией оценка заявок по Критерию N 1 осуществляется с учетом показателя "количество исполненных (находящихся на исполнении) организацией - участником конкурса государственных контрактов за 2014 г. - 2018 г. с ценой не менее 75% от начальной максимальной цены контракта каждый, по предмету аналогичному предмету конкурса (подтверждается в составе заявки участника конкурса копиями заключенных государственных контрактов с приложениями всех страниц)", значимость Показателя N 1 - 40%.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в рамках оценки заявок на участие в Конкурсе будут учитываться контракты по исполнению аналогичных объекту Конкурсу работ, услуг.

Вместе с тем, в Конкурсной документации не раскрыто содержание понятия "по предмету аналогичному предмету конкурса", что не позволяет определить, каким образом будут оцениваться заявки участников закупки по данному показателю.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего критерии оценки заявок на участие в Конкурсе не соответствуют пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактный системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В соответствии с пунктом 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств, в том числе,
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Также Постановлением N 1236 установлен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением российской федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Техническим заданием Конкурсной документации установлено, что в рамках исполнения обязательств по государственному контракту необходимо, в том числе, предоставление аппаратных средств для размещения информационных систем (например, виртуальные серверы), предоставление общесистемного программного обеспечения, обеспечение возможности удаленного доступа для развертывания дополнительного программного обеспечения, предоставление лицензии Windows Server Standart, лицензии SQL Server Standart, лицензии Veeam.

Вместе с тем, извещением о проведении Конкурса, пунктом 16 информационной карты Конкурсной документации запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами за исключением государств - членов Евразийского экономического союза в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе не установлен, при этом, извещение о проведении Конкурса, Конкурсная документации не содержат обоснование невозможности соблюдения указанного запрета.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.04.2019 N 443/19, Комиссия решила:

1. Признать довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 29.04.2019 по делу N 19/44/99/235 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Ирина Мосягина, руководитель юридической службы ООО "A&B Legal"