Аннулирована закупка на сумму 6 766 175 260,00 рублей, проводимой ФГБУ "СЗФМИЦ им. В.А. Алмазова" на строительство Научно-клинического нейрохирургического комплекса в Петербурге

Аннулирована закупка с грубейшими нарушениями закупочного законодательства проводимой ФГБУ "СЗФМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России на строительство Научно-клинического  нейрохирургического комплекса по адресу: г. Санкт-Петербург, Заповедная улица, участок 1 (напротив дома 41, литера А по Заповедной улице) на сумму 6 766 175 260,00 рублей (извещение №0372100049617000913 от 25 августа 2017 года).

В ходе проверки установлены грубейшие нарушения закупочного законодательства, которые, в совокупности, могут свидетельствовать и о признаках нарушения уголовного законодательства в действиях должностных лиц заказчика осуществляющих проведение закупки (ст. 293 УК РФ), поскольку могли привести к неэффективному расходованию бюджетных средств на сумму свыше 600 млн. рублей, т.к. контракт мог быть заключен без конкурентных торгов по НМЦК, чего не произошло бы в случае проведения аукциона. Так были выявлены следующие нарушения:
1. Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо электронного аукциона, что нарушает часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ.

2.  В Приложении № 1.2  Конкурсной документации заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе помимо требований к описанию предложения участника закупки, непредусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по позиции 1 «Камень железобетонный бортовой, соответствующий ГОСТ 6665-91»: «Водопоглощение бетона камней не превышает по массе, %, 6. Отклонение от линейного размера по длине не превышает минус 6…6 мм. Отклонение от линейного размера по высоте не превышает минус 5…5 мм. Отклонение от линейного размера по ширине по верхней кромке не превышает минус 4…4 мм. Отклонение от линейного размера по ширине по основанию не превышает минус 6…6 мм. Отклонение от прямолинейности профиля верхней поверхности по всей длине не превышает 6 мм. Отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных граней не превышает 4 мм», по позиции 4 «Прокат арматурный свариваемый периодического профиля А500С d=25 мм, соответствующий ГОСТ Р 52544-2006»: «Предел текучести σт должен быть не менее 500 Н/мм2. Временное сопротивление разрыву σв должно быть не менее 600 Н/мм2. Относительное удлинение δ5 должно быть не менее 14,0 %», по позиции 9 «Мастика приклеивающая»: «Прочность сцепления с основанием, МПа, должна быть не менее 0,1. Прочность на сдвиг клеевого соединения, кН/м, должна быть не менее 0,1», по позиции  10 «Рулонный битумнополимерный наплавляемый материал»: «Разрывная сила при растяжении, Н (кгс), должна быть не менее 343 (35). Рулонный материал выдерживает испытание на гибкость в условиях: на брусе с закруглением радиусом не более 25 мм при температуре не выше минус 15 оС. Рулонный материал теплостойкий при испытании в условиях: при температуре не ниже +85 0 С в течение не меньше 2 часов. Масса вяжущего с одной стороны, г./ м. кв., не менее 2000. Водопоглощение не превышает 2 % по массе в течение не меньше 24 ч. Материал должен быть водонепроницаемым при испытании в течение не меньше 2 ч при давлении не ниже 0,2 МПа (2 кгс/см2)» и другие.  Комиссия приходит к выводу, что Конкурсная документация устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе помимо предложения участника в отношении объекта закупки, сведения о результатах испытаний используемых товаров, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара. Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащие требования к содержанию заявки на участие в Конкурсе, не соответствуют пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что технологически и функционально не связано друг с другом и ограничивает количество участников закупки. Так согласно обоснованию начальной (максимальной) цене контракта сметная стоимость оборудования, мебели, инвентаря составляет 2 719 843 120 рублей, что составляет более 40 % от начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Порядок оценки заявок по Критерию № 2 (Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»: значимость критерия – 40 %) не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации Заказчиком не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений подлежащих оценке и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по Критерию № 2, и кроме того, участник закупки описывает выполняемые работы в соответствии с проектной документацией, утвержденным календарным планом работ, расчетом стоимости работ, техническим заданием, спецификацией, в связи с чем невозможно однозначным образом определить, какое именно предложение участника закупки в рамках оценки по Критерию № 2 будет считаться лучшим. Также учитывая, что по результатам закупки заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, порядок оценки заявок не соответствует требованиям Правил оценки заявок, поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом не установлен показатель «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям. Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта. На заседании Комиссии установлено, что проектно-сметная документация размещена в ЕИС не в полном объеме, в том числе отсутствуют сметные расчеты.

Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектно-сметную документацию в полном объеме, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Установленные Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации размеры штрафа не соответствуют положениям, предусмотренным Правилами. Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. В проекте контракта не установлена ответственность за непредставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.  Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 24 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

8. Проект контракта Конкурсной документации не содержит графика оплаты работ, а также условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ. Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

9. Проектом государственного контракта Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предварительном согласовании с Заказчиком проекта контракта страхования рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ, а также гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, поскольку установление вышеуказанного требования ограничивает потенциального участника Конкурса.  Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а, следовательно, действия Заказчика, установившего в проекте контракта Конкурсной документации данное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

10. В пункте 13.6 проекта контракта Конкурсной документации установлено: «Подрядчик обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители из числа СМП, СОНО) в объеме не менее 15 процентов от цены контракта исходя из ежегодного финансирования на строительно-монтажные работы, за исключением финансирования на монтируемое оборудование». Указанные положения не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. 

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта документации об Аукционе конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

11. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016   № 1552 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Постановление Правительства № 1552) утверждены правила казначейского сопровождения средств в валюте российской федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Правила казначейского сопровождения).

Пунктом 2 Правил казначейского сопровождения установлено, что казначейское сопровождение осуществляется в отношении целевых средств, предоставляемых на основании, в том числе контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемых федеральными бюджетными или автономными учреждениями на сумму более 100000 тыс. рублей, источником финансового обеспечения которых являются субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - контракт учреждения). Пунктом 7 Правил казначейского сопровождения установлено, что  при казначейском сопровождении целевых средств в государственные контракты, контракты учреждений, договоры, соглашения включаются следующие условия:

а) запрет на перечисление целевых средств: в качестве взноса в уставный (складочный) капитал другого юридического лица, вклада в имущество другого юридического лица (дочернего общества юридического лица), не увеличивающего уставный (складочный) капитал данного юридического лица (дочернего общества юридического лица), если нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств, не предусмотрена возможность их перечисления указанному юридическому лицу (дочернему обществу юридического лица) на счета, открытые ему в учреждении Центрального банка Российской Федерации, в кредитной организации (далее - банк); в целях размещения средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты, если федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также актами Правительства Российской Федерации, принимаемыми в отношении средств, указанных в подпункте "б" пункта 16 Правил казначейского сопровождения, не установлено иное (с последующим возвратом указанных средств на лицевые счета для учета операций неучастника бюджетного процесса, включая средства, полученные от их размещения); на счета, открытые в банке юридическому лицу, за исключением: оплаты обязательств юридического лица в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации; оплаты обязательств юридического лица по оплате труда с учетом начислений и социальных выплат, иных выплат в пользу работников, а также выплат лицам, не состоящим в штате юридического лица, привлеченным для достижения цели, определенной при предоставлении целевых средств; оплаты обязательств организаций кинематографии и некоммерческой организации, учредителем которой выступает Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, основными целями деятельности которой является поддержка отечественной кинематографии, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение условий для создания качественных фильмов, соответствующих национальным интересам, и популяризация национальных кинофильмов в Российской Федерации (далее - организации кинематографии), при условии представления решения, подписанного руководителем (иным уполномоченным лицом) соответствующего главного распорядителя средств федерального бюджета, осуществляющего предоставление субсидий организации кинематографии, с указанием суммы средств, подлежащих перечислению на счет, открытый в банке данной организации, а также направлений расходования указанных средств, соответствующих цели, определенной при их предоставлении; оплаты фактически выполненных юридическим лицом работ, оказанных услуг, поставленных товаров, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при условии представления документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, предусмотренных порядком санкционирования целевых средств, иных документов, предусмотренных государственными контрактами, контрактами учреждений, договорами, соглашениями или нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств; возмещения произведенных юридическим лицом расходов (части расходов) при условии представления документов, указанных в абзаце восьмом настоящего подпункта, и копий платежных поручений, реестров платежных поручений, подтверждающих оплату произведенных юридическим лицом расходов (части расходов); на счета, открытые в банках юридическим лицам, заключившим с юридическим лицом - получателем субсидии (бюджетных инвестиций) договоры в рамках исполнения соглашений, условиями которых предусмотрены авансовые платежи, за исключением договоров: заключаемых в целях приобретения услуг связи, коммунальных услуг, электрической энергии, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на печатные издания, аренды, а также в целях осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций, сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности; заключаемых с федеральными бюджетными или автономными учреждениями;  
                                                                                    
б) обязанность открыть юридическим лицам лицевые счета для учета операций неучастников бюджетного процесса в территориальных органах Федерального казначейства в целях осуществления операций с целевыми средствами в соответствии с Правилами казначейского сопровождения;      
                                                          
в) представление в территориальные органы Федерального казначейства, государственному заказчику, учреждению, указанному в подпункте "в" пункта 2 Правил казначейского сопровождения, сведений об исполнителях (соисполнителях) государственных контрактов, контрактов учреждения, соглашений в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

г) представление в территориальные органы Федерального казначейства документов, предусмотренных порядком санкционирования целевых средств;

д) указание в договорах, платежных и расчетных документах (за исключением платежных и расчетных документов на оплату государственных контрактов, контрактов учреждений, договоров, соглашений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну) и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатора государственного контракта, контракта учреждения, соглашения, порядок формирования которого установлен Федеральным казначейством;

е) иные условия, определенные актами Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона.

В проекте контракта не установлены вышеуказанные положения, предусмотренные Правилами казначейского сопровождения. Однако, заказчиком установлено расширенное банковское сопровождение.  Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписанием ФАС России от 06 сентября 2017 года по делу № К–1156/17, Заказчик обязан аннулировать закупку в срок до 20 сентября 2017 года.

Обращение и решение, предписание об аннулировании закупки размещены на сайте http://zakupki.gov.ru в ЕИС по адресу:
http://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=1...

Александр Кулаков, юрист, специалист в сфере закупок, активист Общероссийского Народного Фронта