В Петербурге продлили мораторий на торговлю из палаток

Мораторий на торговлю из палаток продлили, пока не вступит в силу городской закон о ярмарках, а чиновники не конкретизируют правила игры в соответствии с ним. Но бизнес-сообщество полагает, что этот закон проблем не решит: стихийная торговля фальсификатом продолжится, а деньги за это перетекут из одних карманов в другие.

Мораторий на проведение ярмарок в Петербурге по старым правилам действует с февраля этого года. Изначально предполагалось, что он будет снят 1 марта, когда вступит в силу разработанный Смольным еще в 2014 году и принятый городским парламентом в 2015-м закон об организации ярмарок. Но в феврале законопроект пришлось в срочном порядке дорабатывать, дабы он соответствовал новому порядку предоставления земельных участков.

Параллельно в законопроект внесли поправки, увеличивающие срок проведения ярмарок с 14 до 30 дней в квартал и срок действия договоров на организацию ярмарок - с 6 месяцев до года, а также детализировали информацию о регуляторе ярмарочной деятельности, коим, как предполагается, станет комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР). Ему доверят вести реестр ярмарок и составлять их план на год вперед, распределять участки под ярмарочную торговлю и проводить конкурсы на право организовывать ярмарки.

Депутаты Законодательного собрания уже приняли во втором чтении доработанный законопроект. Спешку объясняют тем, что к началу лета, когда начнется активная торговля овощами и фруктами, ярмарки в городе должны существовать по новым правилам. Следовательно, к этому времени будет снят мораторий.

Однако представители бизнес-сообщества законопроект активно критикуют. Например, Янина Гришина, председатель Совета РОО «Содействие малому бизнесу», говорит, что в том виде, в каком сегодня представлен документ, он не решает имеющихся проблем, а наоборот, ставит больше вопросов. Предприниматели опасаются, что отношение к этим размытым правилам будет формальным. А это значит, что стихийная торговля у метро как шла, так и будет идти.

Кроме того, закон о ярмарках не рассматривает вопрос о торговле сельскохозяйственными товарами с автолавок. А именно такой формат наиболее удобен фермерам. Но закон спешат принять - и вносить поправки, предлагаемые предпринимателями, производителями и потребителями, некогда.

Павел Краев, представитель общественного движения «Петербургская ярмарка» и владелец ООО «Велес», которое организует сезонные ярмарки в Петербурге много лет, указывает: в законопроекте сказано, что госорганы, вплоть до муниципалитетов, будут выбирать оператора или сами проводить ярмарки. Но ведь одной из главных целей при разработке законопроекта было наведение порядка на этом рынке, который был невозможен, пока организация ярмарок зависела от районных властей, определяющих операторов по понятным только им непрозрачным критериям. Поэтому предприниматели часто жаловались на коррупцию при выборе оператора.

«Непонятно, как госорганы в лице подведомственного КРППР Центра контроля качества товаров (продукции) и услуг будут самостоятельно организовывать ярмарки. Для этого им нужны ярмарочные домики в едином стиле. Один такой домик, по скромным подсчетам, стоит 120 тысяч рублей. На одной ярмарке таких домиков будет около 30. А городские ярмарки предполагается проводить по 20 адресам. Это 72 млн рублей в год на организацию ярмарок, не учитывая расходов на их обслуживание. В бюджете таких денег нет. Сейчас, насколько мне известно, идут разговоры о том, чтобы найти инвестора. Но и инвестору нужно возвращать деньги», - говорит Павел Краев.

Он удивляется, почему город не рассматривает вариант, при котором деньги за проведение ярмарок будут поступать в бюджет. Для этого нужно выставить на аукцион земельные участки, предназначенные для ярмарочной торговли, считает предприниматель.

«Мы, например, получили на аукционе участок под ярмарку у метро «Улица Дыбенко». За 30 кв. метров, на которых размещается пять палаток, мы заплатили 8,5 млн рублей. Любая ярмарка, которая проходит у метро, занимает гораздо большие площади - 600-700 кв. метров. Сколько бы денег в бюджет могло поступить, если бы эти участки были выставлены на аукцион? Но, конечно, отдаваться арендаторам они должны с обременением. То есть город должен предупреждать предпринимателей, когда на их участках будут проводиться ярмарки, а предприниматель должен подготовить участок под городскую ярмарку. Это мое предложение, при котором город не будет вкладывать деньги в проведение ярмарок», - сказал Павел Краев.

Петербургский бизнес-омбудсмен Александр Абросимов отметил, что тема ярмарок очень актуальна сегодня. Согласно недавней проверке прокуратуры, 30% ярмарок в Петербурге проходят с нарушениями. И причина этого - отсутствие четкого регламента по их проведению. По словам уполномоченного по правам предпринимателей в Петербурге, чтобы принимаемый закон действительно навел порядок в ярмарочной деятельности, к нему нужно принять множество подзаконных актов. Срок для этого поставлен до 1 июня. А вопросов действительно очень много - от выбора оператора на аукционе и заключения договоров на срок более года до внешнего вида палаток на ярмарках.

«С каждым годом число легальных ярмарок, проводимых в Петербурге, растет. В 2016 году было проведено 769 ярмарок с 32 614 торговыми местами. Мы проверяли эту деятельность и обнаружили, что большинство ярмарок в Петербурге назвать цивилизованной торговлей нельзя. Доля фальсификата на таких ярмарках достигает 80%, в тех же торговых сетях он не превышает 20%. Торгуют на ярмарках с нарушениями условий хранения товара, в условиях антисанитарии, а все потому, что отсутствует контроль», - отметил Ростислав Шипицын, руководитель Центра контроля качества товаров (продукции) и услуг (ЦКК).

ЦКК выявлял нарушения, но привлечь к ответственности недобросовестных предпринимателей и тех, кто выдает им разрешения на торговлю, не может. Тем более ЦКК не может наказывать тех, кто торгует без каких-либо согласований. А таких нелегальных ярмарок в городе очень много, они работают даже сейчас, в условиях моратория. Ростислав Шипицын надеется, что с вступлением закона в силу некрасивая и убогая ситуация изменится в лучшую сторону, а ответственность за качество продукции, реализуемой на ярмарках, будет лежать не только на бизнесе, но и на регуляторе, то есть КРППР.

По мнению Владимира Меньшикова, исполнительного директора Союза малых предприятий Санкт-Петербурга, госорган, контролирующий ярмарочную деятельность, должен быть один. Если проводить ярмарки снова доверят районам, то вновь появится огромное количество правил игры, двойные стандарты и широкое поле для коррупции.

«Регулирование ярмарочной деятельности - это безусловный плюс. Надеюсь, что, когда закон вступит в силу, ярмарки у метро с китайскими товарами, мешающие проходу граждан, исчезнут. А конкурсные процедуры по выбору операторов проведения ярмарок будут предельно прозрачны», - сказал Владимир Меньшиков.

На стороне малых предпринимателей стоят и парламентарии, проголосовавшие против законопроекта о ярмарках, который они называют рамочным. Например, депутат Законодательного собрания Оксана Дмитриева, когда закон принимался в первом чтении, отмечала, что он никоим образом не поддерживает малых предпринимателей.

В прошлом году, по информации «Петростата», оборот розничной торговли в Петербурге составил 1,2 трлн рублей - и только 1% из этих денег пришелся на долю рынков и ярмарок. А в среднем по стране этот показатель составляет 8%.

«53% процента торгового оборота в Петербурге приходится на торговые сети. Это в два раза больше, чем в среднем по стране. Никто к нам не приближается по такому засилью торговых сетей. В Москве на торговые сети приходится всего 21%. По продовольственным товарам торговые сети Петербурга имеют около 85% оборота. Это сознательная длительная политика монополизации», - отмечала Оксана Дмитриева. В таких условиях, по ее мнению, никакой закон о ярмарках не защитит фермеров и отечественных производителей дешевых товаров от экспансии торговых сетей, на полки в которые попадают только избранные.

Депутат Ирина Иванова, член комиссии по промышленности, экономике и собственности городского парламента, считает необходимым провести оценку регулирующего воздействия закона о ярмарках в Петербурге. В первую очередь в этом должны быть заинтересованы предприниматели, поскольку, согласно этому закону, ярмарки, которые будет проводить город, планируется организовывать в лучших местах, а частные ярмарки будут размещаться через аукционы. Как это будет работать, непонятно. Но очевидно, что это не соответствует принципам рыночной экономики, отмечает петербургский парламентарий.