РФПИ и Государственный Эрмитаж представили художественный потенциал искусственного интеллекта в дни ПМЭФ-2019

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), суверенный фонд Российской Федерации, и Государственный Эрмитаж открыли выставку произведений современных художников из разных стран «Искусственный интеллект и диалог культур», посвященную художественным возможностям искусственного интеллекта (англ. — artificial intelligence, AI).

Первая в России выставка мирового уровня, посвященная роли AI в современном искусстве, открылась в Главном штабе Эрмитажа (зал Исторического архива) 6 июня, в первый день работы Петербургского международного экономического форума-2019 (ПМЭФ). Выставка является частью культурной программы форума. Всего в выставке принимают участие 14 художников и творческих коллективов из 12 стран мира.

В церемонии открытии выставки приняли участии Министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халид Аль-Фалих, генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский. 

РФПИ и международные партнеры фонда являются активными инвесторами в AI-технологии, которые, по оценкам экспертов, могут увеличить объем мировой экономики на 13 трлн долларов к 2030 году, кардинально преобразив целый ряд сфер человеческой деятельности. Ведущие страны мира разрабатывают собственные программы развития AI.

Использование AI связано, в первую очередь, с обработкой больших массивов данных, в том числе изображений. В частности, использование искусственного интеллекта позволило в последние несколько лет добиться революционных результатов в компьютерной безопасности, банковской сфере и маркетинге благодаря технологии распознавания лиц.

Современное искусство, основанное на технологиях AI, получило признание после продажи картины «Портрет Эдмонда Белами», созданной французской арт-группой Obvious, на аукционе Christie’s 25 октября 2018 года, за 432,5 тыс. долларов.

Художники и программисты, входящие в состав группы Obvious, использовали разработанные в 2014 году генеративно-состязательные сети (англ. - generative-adversarial networks, GAN), отличительной особенностью которых является одновременная работа двух алгоритмов, один из которых создает изображения, а второй их критически осмысливает и отсеивает неудачные.

Работы группы Obvious, в частности, три портрета из «Серии портретов вымышленной семьи Белами», а также произведения других мировых звезд этого направления в искусстве будут представлены в России впервые. Большинство работ, вошедших в экспозицию, являются результатом обработки обширных баз данных с помощью технологий искусственного интеллекта.

Например, художница Лулуа Аль-Хамуд из Саудовской Аравии создает на основе арабского алфавита абстрактную графическую форму нового языка, который претендует на то, чтобы стать универсальным средством общения.

Инсталляция итальянца Давиде Квайолы представляет собой «взгляд» искусственного интеллекта на картины классиков импрессионизма, а Рефик Анадол из Турции в работе «Машинные галлюцинации» анализирует 100 тыс. фотографических воспоминаний об архитектуре.

Константин Новоселов, Нобелевский лауреат по физике 2010 года за открытие сверхтонкого материала графена, в своей инсталляции исследует пределы возможностей машинного обучения, проводя параллели с произведениями, созданными с помощью человеческого интеллекта.

Выставка является новой инициативой РФПИ в сфере культуры. В 2018 году фонд организовал концерт оркестра Мариинского театра и выставку русского авангарда в Королевстве Саудовская Аравия совместно с партнерами компанией Saudi Aramco и суверенным фондом королевства Public Investment Fund.

Выставка проходит при поддержке Министерства культуры Королевства Саудовская Аравия, Public Investment Fund (PIF), суверенного фонда Королевства Саудовская Аравия, Российско-китайского инвестиционного фонда (РКИФ) и Российско-японского инвестиционного фонда (РЯИФ).