Все плохо, но выход есть: концертные агентства подсчитали убытки и просят открыть залы по всей стране

Народ нуждается в хлебе и зрелищах. Это замечание древнеримского поэта Ювенала было актуально во все времена. В пандемию коронавируса без хлеба люди не остались — продуктовые магазины работали без ограничений, а вот о зрелищах пришлось забыть почти на полгода. Убытки российской сферы развлечений — организаторов концертов, артистов - исчисляются миллиардами рублей. Есть ли надежда на восстановление бизнеса, когда вернутся стадионные концерты, представители российских промоутерских агентств обсудили на пресс-конференции в ТАСС.

 

Да будет шоу!

Работа концертных агентств в период пандемии остановилась, если не считать работой отмену мероприятий и возврат денег за сорванные шоу. Музыкальная индустрия была включена в список наиболее пострадавших от коронавируса отраслей. По подсчетам агрегатора Eticket4, с начала пандемии организаторы концертов в Москве потеряли 5,2 млрд рублей. Сумма в масштабе страны составляет порядка 10-12 млрд.

На сегодняшний день в Москве разрешены выступления в залах вместимостью до 3000 человек, идут концерты и в северной столице. Власти субъектов также рассматривают возможность возобновление развлекательных мероприятий. Тем не менее, промоутеры сходятся во мнении, что бизнес сейчас практически стоит.

Надежда Соловьева - глава SAV Entertainment: «На сегодняшний день ситуация даже стала хуже. Если весной мы рассчитывали, что к лету все закончится и бизнес возродится, то сейчас мы понимаем, что при нынешней ситуации он возродится никак не раньше следующего года – весны-лета».

Еще несколько месяцев назад промоутеры рассчитывали на восстановление бизнеса осенью. Но этого не произошло. Концерты иностранных артистов переносятся на весну и лето следующего года, а некоторые звезды и вовсе отменили свои туры. Что касается выступлений на стадионных площадках, они будут возможны не раньше мая. Концерты российских артистов сейчас проходят в менее масштабных залах. Президент концертного холдинга Berin Iglesias Art Максим Берин предположил, что и в 2021 году обстановка будет нестабильной, поэтому некоторые мероприятия стараются планировать уже на 2022-2023 год. Ситуация осложняется и тем, что люди боятся посещать такие массовые развлечения, а у многих просто не осталось денег на билеты.

Президент группы компаний NCA  Михаил Шурыгин рассказал, что за 22 года существования агентства ничего подобного с индустрией не было. Трагедия заключается в том, «что никто не может предвидеть выход из сложившейся ситуации, а последствия будут колоссальными». По его оценкам, крупные игроки рынка, которые крепко стоят на ногах, справятся за счет поиска и освоения новых форм. Молодые же компании на грани разорения.

Билетные операторы оценивают деятельность частного сектора примерно в 40 млрд рублей в год, сейчас эта сфера работает максимум на 5-7%, - подсчитала глава SAV Entertainment  Надежда Соловьева, а значит ее потери превысят 30 млрд рублей.

За полгода действия карантинных мер была создана Ассоциация организаторов театрально-концертных мероприятий. «До этого времени все работали очень разрозненно, и считалось, что у индустрии нет общих задач. В пандемию выяснилось, что общих задач очень много и решить их в одиночку практически невозможно», – поделилась г-жа Соловьёва.

Ещё до создания Ассоциации рабочая группа добилась выхода постановления о праве организаторов не возвращать деньги за билеты на перенесённые концерты. Так же был увеличен срок возврата денег за отменённые мероприятия до шести месяцев.

Куда хуже обстоят дела в регионах. Ограничения на местах снимаются неохотно и выборочно. «Наша отрасль воспринимается как негативный фактор, который может повлечь определенные негативные последствия. За каждый субъект мы практически бьемся», - отметила Ольга Шпигальских, директор концертного агентства Artistika.  Мероприятия переносятся, и перспективы пока не ясны.

Сейчас концертной индустрии как никогда нужна поддержка государства и в первую очередь - разрешение на полное открытие залов по всей стране.

 

Полина Быкова