Российский рынок нефтепродуктов захлебывается в контрафакте

Незаконный оборот нефтепродуктов, контрафакт и фальсификат на топливном рынке, - представители нефтяной отрасли всерьез обеспокоены сложившейся ситуацией. За обозначенными проблемами тянется множество ниточек.
Недобросовестная конкуренция, которая выражается в  реализации и потреблении  контрафактной продукции самым негативным образом влияет на экономику страны, снижает собираемость налогов,  тормозит    развитие легального бизнеса. Весь спектр обозначенных проблем присутствует и на топливном рынке СЗФО.
Готовых решений проблемы пока нет, но  Нефтяной клуб Санкт-Петербурга подготовил ряд предложений,  как переломить ситуацию.
Решить проблему можно только комплексно, - считает  Дмитрий Королев – вице-президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга»,  ведя командную  работу по противодействию незаконному обороту нефтепродуктов по всем направлениям.  Причем пресекать необходимо не только реализацию топлива, но и незаконное потребление. Иначе, пока будет   спрос, будет и предложение.

Выгода в ущерб здоровью

Легальные  дилеры оказались в крайне невыгодной ситуации.   Компании,  которые торгуют контрафактом,   готовы   предложить  гораздо  более низкие цены.   Конкурировать с ними и снижаться до их уровня добросовестные участники рынка просто  не в состоянии. Отсюда – сокращение объемов реализации и, как следствие, убытки.
Несут потери и транспортные компании. Их коллеги,  которые идут на приобретение дешевых, контрафактных и поддельных нефтепродуктов получают незаконное преимущество, имея возможность предоставлять более дешевые услуги на рынке перевозок.
Но проблема не упирается лишь в деньги.  Реализация нефтепродуктов, не отвечающих техническому регламенту Таможенного союза,   наносит  серьезный вред окружающей среде и здоровью населения. 

«Золотая жила» нелегалов

Основным  источником  незаконного поступления контрафактных  нефтепродуктов на рынок является каналы хищения из трубопроводной системы Транснефти и из подвижных составов РЖД.  Не менее востребован иной путь -  мини-НПЗ, производящие нефтепродукты,  похожие на дизельное топливо,   но не отвечающие никаким экологическим требованиям.

Оборот такого сырья    наносит колоссальный экономический ущерб бюджету  из-за неуплаты акцизов, не говоря уже об ущербе экономической деятельности компаний из-за хищений материальных средств.
Многогранная проблема, требует столь же многогранного подхода к ее решению.  Представители Нефтяного клуба предлагают  создать межведомственную рабочую группу, которая объединит  и  сможет координировать компетенции органов местного самоуправления, региональных органов власти,  прокуратуры, Росстандарта и антимонопольного ведомства. 

Сейчас все внимание контролирующих инстанций сосредоточено на легальном сегменте топливного рынка. В то время как, основные нарушители остаются в тени. Массовый отпуск контрафакта осуществляется через контейнерные АЗС, установленные на территории промышленных предприятий и зарегистрированные на фирмы-однодневки. 
Простую арифметику, наглядно демонстрирующую убытки легальных поставщиков, привел Дмитрий Королев.

«Мы прикинули ущерб, которые причиняют эти лица добросовестным компаниям. Исходя из того, что оборот легальных АЗС в периоды сильных морозов, когда даже любители сэкономить    опасаются заправляться контрафактными нефтепродуктами, возрастает на 30 %, можно сделать вывод, что такой сегмент нелегального рынка нефтепродуктов, как контейнерные АЗС   и передвижные заправщики составляет до 30 % от оборота официального рынка реализации нефтепродуктов. Это колоссальные обороты».

Торговля контрафактом и фальсификатом, как видится нефтяникам, влечет за собой  целый букет из самых разнообразных статей. Здесь и нарушение налогового законодательства, закона о защите конкуренции, и, конечно же, экологического законодательства.  Причем перед законом должны отвечать и продавцы и покупатели. При этом, предлагая довольно суровые меры, представители нефтяного сообщества отмечают: инициировать проверки таких объектов нужно таким образом, чтобы  не допустить необоснованного давления на добросовестный бизнес.

Дмитрий Королев: «К примеру, в компетенции органов местной власти входит проверка соблюдения зарегистрированных видов деятельности, что дает им возможность посетить территорию любого   предприятия, находящихся на территории муниципального образования.   Ни Росстандарт, ни даже прокуратура такого себе позволить не могут, не имея   веских на то оснований.  При выявлении нелегальных заправочных пунктов, уже на вполне официальных основаниях к проверке могут подключиться и Росстандарт, квалифицированно установив   происхождение ресурса нефтепродуктов,  его качество, и Прокуратура, привлекая за нарушения требований технологической безопасности, природоохранных мероприятий».

Не должно оставаться в стороне и  антимонопольное ведомство. Предприятия, осуществляющие реализацию контрафактных нефтепродуктов, имеют возможность устанавливать более низкие цены на них, а транспортные предприятия, сознательно осуществляющие приобретение более дешевого топлива, могут демпинговать при определении цены на транспортные услуги.  В конечном итоге страдают добросовестные участники рынка. 

Еще одна проблема – реализация вышедших из употребления и  запрещенных к обороту нефтепродуктов класса Евро3 и Евро4.  В последнее время в интернете развернулась обширная кампания по продвижению этого экологически небезопасного топлива. Оферта сопровождается убедительными статьями,  почему необходимо приобретать именно эти нефтепродукты.

«В соответствии с действующим законодательством, данные действия не попадают в сферу регулирования закона о рекламе.   И на сегодняшний день получается так, что продавцы не несут никакой ответственности за размещение информации о таких предложениях на своих сайтах, так как это не считается рекламой» - комментирует Александр Аверьянов – заместитель руководителя Ленинградского УФАС России.

Госзаказ использует «запрещенку»

Стоит отметить, что спрос на запрещенное топливо ДТ Евро 3 и Евро 4 замечен  среди государственных и муниципальных заказчиков. На российских предприятиях все еще эксплуатируется техника, способная работать на нефтепродуктах более низких экологических классов. В связи с этим и   более низкой ценой на это топливо в конкурсной документации, порой,  встречаются требования поставки ДТ Евро 3 и Евро 4.

В целях недопуска на рынок экологически небезопасных нефтепродуктов, Комитету государственного заказа  предлагается разъяснить   госзаказчикам и участникам тендеров   о недопустимости  закупок нефтепродуктов, запрещенных к обращению на территории государства. 

Дмитрий Королев: «Но разъяснительной работы недостаточно, необходимо установить контроль    качества нефтепродуктов, поставляемых в рамках государственных контрактов. Мы предлагаем  поручить эту миссию  уполномоченному органу, который на конкурсных условиях заключит  договор с аккредитованной лабораторией и будет осуществлять централизованный мониторинг качества нефтепродуктов, а не слепо доверять документам, предоставляемым поставщиками».

В случае выявления низкокачественного топлива у поставщика представители нефтяного сообщества  предлагают рассмотреть возможность расторжения государственных контрактов. В конце концов, качество нефтепродуктов - это вопрос безопасности и благополучия.

От нефтебазы до потребителя

Перекроет кислород недобросовестным дилерам - Единая Государственная Автоматизированная  Информационная Система (ЕГАИС) – еще одна  инициатива Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, целью которой является предотвращение поступления на рынок контрафактных нефтепродуктов. По мнению авторов идеи, Система обеспечит  контроль движения топлива  с момента  его налива   в секции бензовоза до момента   слива и передачи в пунктах конечного потребления.  Ведь именно в звене   «нефтебаза-бензовоз- потребитель» и сконцентрированы все противоправные действия.  ЕГАИС  закроет большинство возможностей поступления на рынок контрафактных нефтепродуктов, а при выявлении таких факторов позволит проследить всю преступную цепочку.

Нефтяной клуб Санкт-Петербурга предлагает создать ЕГАИС на рынке нефтепродуктов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области  в тестовом регионе с последующим ее распространением на всю территорию Российской Федерации и Таможенного союза. Причем, необходимая цифровая инфраструктура уже функционирует на нефтебазе «Ручьи».  Данная инициатива поддержана участниками топливного рынка, такими как Роснефть, Газпромнефть, Петербургская топливная компания.

 

Саша Колесникова