Этапы построения комплаенс - системы предприятия

Сегодня мы продолжим разговор о необходимости  создания комплаенс - системы на предприятии. Вернее, обоснуем необходимость создания подобной системы на любом хозяйствующем объекте, будь то крупная корпорация, стремящаяся к выходу на международный рынок или маленькая творческая группа, у которой есть отличная идея, но эта идея никак не находит возможности воплощения в жизнь. А почему, да потому что в группе единомышленников отсутствует согласованность в действиях.

Ведь термин Compliance, в первую очередь обозначает согласованность.

С целью урегулировать возникающие конфликты интересов различных групп заинтересованных лиц и обеспечить защиту этих интересов, многие компании сталкиваются с необходимостью наличия эффективного процесса комплаенса. Просто существования регулирующих документов недостаточно, потому как само их наличие еще не гарантирует соблюдения содержащихся в них требований.

На Западе термин «комплаенс» в широком смысле означает обеспечение баланса между корпоративным управлением и управлением основной деятельностью компании. В связи с этим, целью комплаенса становится не только соответствие действующему законодательству, но и удовлетворение требований всех заинтересованных лиц при обеспечении максимальной эффективности бизнеса организации.

Отсутствие или неэффективная организация процесса комплаенс может привести к потере собственником контроля над бизнесом, а также снизить результативность всего бизнеса компании. Понятно, что по мере роста и развития бизнеса, повышается и сложность организации эффективного комплаенса.

В настоящее время большинство собственников компаний уже осознали необходимость построения комплаенс - системы. Т.е в первую очередь системы снижения потерь при функционировании бизнеса. Но, как выстроить эффективную, работающую систему, к сожалению, знают немногие. В нашей статье мы не будем давать универсальных советов. Мы рассмотрим этапы создания такой системы и контроля за соответствием «прописанного» и действительности.

Построение комплаенс - системы преследует следующие цели:
- Противодействие мошенничеству и коррупции.
- Выявление рисков, связанных с несоблюдением внешних /внутренних норм (комплаенс - риски).
- Соблюдение требований международных стандартов и российских законодательных актов.
Начинать всегда необходимо с прописывания политик компании.
Существует ряд стандартных политик, которые в той или иной степени традиционно применяются в большинстве организаций:
- Кодекс корпоративной этики - стандартный документ, который  затрагивает практически все аспекты деятельности организации. В нем говорится о морально-этических принципах, стандартах поведения, приоритетах организации и обязанностях сотрудников.
- Антикоррупционная  политика. Предусматривает процедуры и конкретные мероприятия в отношении не только собственных сотрудников, но и контрагентов.
- Политика принятия и дарения подарков, приглашений на мероприятия. В нашей стране это очень актуально, т.к национальными традициями диктуется необходимость такого рода взаимодействия с регулирующими органами, партнерами и контрагентами и т.д.
- Политика сообщений о нарушениях этических стандартов. Качественная реализация данной функции является одним из самых эффективных способов борьбы с нарушениями внутри компании.
- Политика, регулирующая конфликт интересов. Здесь прописываются  этические стандарты поведения сотрудников при возникновении конфликта интересов, а именно в случаях, когда: интересы сотрудника могут противоречить интересам компании.
- Политика взаимодействия с регулирующими органами. Вопрос эффективного и правильного взаимодействия с регулирующими органами является весьма актуальным т.к  даже весьма законопослушные организации сталкиваются в такой ситуации с рядом практических сложностей.
- Политика конфиденциальности.

Стоит отметить, что каждая организация, в силу задач, установленных руководством, спонсорами, может реализовывать дополнительные процессы в этой области, создавая при этом свою уникальную структуру комплаенс-контроля.
Политики прописали. Далее определяемся с рисками. Оптимально составление карты риском на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. Что это дает собственникам бизнеса? Понимание того, на что стоит обратить внимание, чего больше опасаться или что совершенно не актуально в данном секторе экономики. Карта рисков может стать не просто перечнем вероятных проблем компании для их мониторинга и контроля, а инструментом реализации стратегии.

Параллельно этому процессу, проводим SWOT-анализ. Это тот инструмент, который помогает собрать объективную картину о состоянии дел в компании. Одни руководители больше знают о внутренней жизни организации, другие о внешней среде. Участники бизнес - процессов имеют субъективное мнение о предприятии, выпускаемых товарах или конкурентах. Собрать все эти знания воедино и получить объективную информацию как раз и позволяет SWOT - анализ.

Проделав все эти действия, мы получили реальную картину происходящих процессов.

Далее необходимо правильно выстраивать рабочий процесс таким образом, чтобы все потенциальные проблемы отслеживались и решались в режиме реального времени. Здесь существует несколько общих принципов, соблюдение которых необходимо для эффективного построения функции:
- Органы управления компании должны нести ответственность за надлежащее соблюдение политик и напрямую координировать деятельность в сфере комплаенс наравне с координацией бизнес - подразделений. Это один из самых важных аспектов, от которого напрямую зависит эффективность всей системы комплаенс.
- Необходимо выстраивать организационную структуру таким образом, чтобы наделить службу комплаенс всеми необходимыми правами и полномочиями, а ее персонал должен обладать высоким статусом в иерархии организации и независимостью в части принятия решений.
- Персонал, несущий ответственность за разработку и реализацию политик комплаенс (комплаенс-контролеры), должен обладать необходимой квалификацией, опытом, профессиональными и личностными качествами для координации работы и развития данного направления.
- Необходимо не только разъяснить всем без исключения сотрудникам организации формальные требования политики комплаенс, их смысл и последствия несоблюдения, но и четко расписать обязанности каждого сотрудника по соблюдению этих требований. Здесь очень важна качественная подача информации в виде обучения, семинаров и повышения квалификации — только она дает соответствующий эффект.

При соблюдении всего вышесказанного  компания выстраивают не только надежный комплаенс - процесс, но и снижает свои риски, и, соответственно, минимизирует свои потери на всех участках функционирования бизнеса.

Марина Кобышева, кандидат экономических наук http://konkir.ru/experts/marina-kobysheva