Цифровой комплаенс – система управления и контроля на предприятиях

Уважаемые читатели, сегодня мы продолжаем тему эффективного внедрения комплаенс управления бизнес - процессами  и комплаенс - контроля на наших предприятиях.
В настоящее время у руководства отечественных компаний формируется понимание того, что комплаенс — это неотъемлемый элемент системы корпоративного управления.

Целью деятельности любого хозяйствующего субъекта является извлечение прибыли. Комплаенс – система это:
- система согласованности действий всех бизнес подразделений компании;
- превентивность мероприятий для снижения рисков возникновения внутреннего мошенничества.
Для достижения компанией экономической устойчивости и конкурентоспособности эти два условия являются необходимыми.

Нельзя забывать, что от того насколько эффективно работают наши предприятия, зависит экономическое благосостояние всей страны, особенно в эпоху цифровой трансформации экономики. Мировой опыт показывает, что именно обеспечение экономической безопасности в условиях цифровой трансформации и является гарантией независимости государства, условие его стабильности и эффективность жизнедеятельности всего общества.

Особую актуальность в настоящее время приобретает внедрение на предприятии цифровых технологий, т.к. основным трендом современной экономики является тотальная оцифровка. В настоящее время наши предприятия достаточно активно осваивают цифровые технологии в новых, постоянно и непредсказуемо меняющихся условиях. Данных становится все больше, уровень автоматизации повышается, кибератаки становятся все изощреннее, нормативно-правовая база постоянно претерпевает изменения и, соответственно, ожидания клиентов постоянно возрастают.

Все больше международных и российских компаний приходят к осознанию актуальности цифрового комплаенса. Сегодня это один из важнейших принципов ведения бизнеса. Уровень нефинансовых рисков постоянно растет и, в связи с этим, постоянно увеличивается ценность комплаенс - функции для любого предприятия.
Руководство компании должно иметь информацию о возникающих и потенциальных комплаенс - рисках.

Новейшие  технологии  и способы обработки больших данных позволяет разрабатывать программы соблюдения нормативно - правовых и этических требований, предусматривающие принципиально новые подходы.

Темпы изменений продолжают нарастать, поэтому службы комплаенс должны стать стратегическими партнерами высшего руководства, чтобы действительно помочь ему провести цифровую трансформацию.

Необходимо постоянно быть в курсе всех возможных изменений:
- прогнозировать предстоящие изменения нормативно - правовой базы и создавать планы по адаптации к ним;
- заблаговременно выявлять комплаенс - риски, связанные с цифровыми инициативами,
- оперативно реагировать на возможные проблемы;
- разрабатывать комплекс мероприятий по предотвращению возможных катастрофических убытков из - за нормативно-правового несоответствия;
- создавать условия конкурентных преимуществ для своего предприятия.

Проактивная позиция предполагает, что программы соблюдения всех требований основываются на цифровых технологиях и обработке больших объемов данных и эффективных коммуникациях.

Комплаенс - функция должна быть готова к цифровой трансформации. По мере продвижения организаций по пути цифровой трансформации, комплаенс - службы, демонстрирующие высокий уровень цифровой подготовленности, помогают компаниям избежать сложных последствий несоблюдения нормативно - правовых требований и принимать более взвешенные решения по управлению рисками в условиях меняющихся вызовов.

Одной из функциональных задач цифрового комплаенса является внедрение в организацию комплаенс–политики, методологии оценки комплаенс – рисков, правил информационного обмена между подразделениями для эффективного управления комплаенс - рисками, политики и процедур соответствия деятельности организации, ее внутренних документов действующему законодательству, кодексов этики и др.

Цифровой комплаенс должен создать для компании дополнительную цифровую систему контроля, включая предупредительные и направленные на выявление совершенных нарушений процедуры и обучающие программы.

Комплаенс обеспечивает основу контроля любой организации. Он рассматривается как обязательная составляющая системы управления.

Одной из важнейших частей которой является система внутреннего контроля. Ключевыми элементами цифрового комплаенса системы являются следующие:
- Оценка рисков. Компания активно идентифицирует свои риски несоответствия законодательству и регулярно проводит их переоценку при развитии новых направлений или видов деятельности. Проводится изучение конкретных рисков несоответствия законодательству, которые могут возникнуть в каждом бизнес-подразделении или сфере деятельности.
- Выставление контрольных точек. Управление каждым риском осуществляется по определенным контрольным точкам. Контрольные точки подкрепляются установлением поведенческого и процедурного контроля. Процедурные механизмы охватывают и смягчают зоны высокого риска в операционной среде предприятия, а поведенческие механизмы усиливают политику компании по управлению этими рисками.
- Надлежащая цифровая документация. Все усилия по обеспечению соответствия должным образом задокументированы, что гарантирует возможность их подтверждения в случае нарушения.
- Подотчетность. Применяется для управления каждым элементом системы соблюдения законодательных требований.
- Постоянное улучшение. Цифровые технологии позволяют компании оценивать свои результаты и подходы, чтобы убедиться, что они соответствуют ее деятельности.
Выбор и внедрение цифровых решений в сфере комплаенс, позволяющих максимально обезопасить бизнес, остается выбором компаний, но, в современном мире игнорировать цифровые технологии и их возможности уже нельзя.

Сотрудничество комплаенс - контроля с бизнес - подразделениями обеспечивает на раннем этапе выявление и минимизацию либо устранение комплаенс - рисков.
В условиях цифровой экономики киберпреступность, сбои в работе IT - инфраструктуры, утечки данных могут парализовать работу любой компании.
Расширение возможности подключения устройств к Интернету и общей IT-инфраструктуре делает все звенья в цепочке поставок уязвимыми для кибер-инцидентов.
Цифровой комплаенс должен помогать компаниям избегать ключевых рисков цифровой безопасности, нарушения неприкосновенности частной жизни, другие нефинансовые риски.

При анализе коммуникационных рисков на предприятии в электронной среде, необходимо отслеживать, что пишут сотрудники, какую информацию получают и передают. Это огромный информационный поток. И, конечно же, в ручном режиме обработка невозможна. Из-за этого могут образоваться большие проблемы с точки зрения обеспечения защиты информации и юридической безопасности.

Функционал комплаенса тесно связан с определенными направлениями работы подразделений внутреннего контроля, финансового мониторинга, юридической службы, подразделения операционных рисков и службы персонала.

Следует дать определение цифровому комплаенсу.
Под цифровым комплаенсом следует понимать согласованность всех процессов для минимизации рисков и повышения стоимости предприятия с использованием возможностей цифровых технологий и обработке большого количества данных, с целью получения актуальной информации и контролю всех производственных процессов для предотвращения угроз и снижения потерь.

Марина Кобышева

Кандидат экономических наук.
«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого».
Высшая школа государственного и финансового управления.
Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли.